Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 7992Ключевые слова 19501 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности святоотеческой антропологии для формирования новых гуманитарных подходов в научной и образовательной среде 1160

Леонов В., кандидат богословия, доцент кафедры общей педагогики факультета педагогики, ПСТГУ, Москва, Россия, posad@inbox.ru

Аннотация

Автор констатирует возросший интерес к святоотеческой антропологии в течение последних десятилетий, подчеркивает точки ее соприкосновения со светскими гуманитарными дисциплинами (особенно с психологией, педагогикой и философией), отсутствие принципиальных противоречий между ними и условную соотносимость их понятийных концептов; определяет основные координаты проблемного поля при ее изучении и пути преодоления разногласий. Для психологии и педагогики христианская антропология может стать новой координатной системой, в пространстве которой откроется духовное содержание уже установленных научных фактов и теорий, появятся возможности для нравственных интерпретаций известных явлений с выходом на конкретную реальную помощь человеку. Данный подход позволяет говорить о перспективах создания православной педагогики и православной психологии. По убеждению автора потенциал христианской антропологии и перспективы ее использования в научной среде велики, однако для освоения этого богатства необходимы не только интеллектуальное напряжение группы исследователей, но и переосмысление ценностных установок жизни современного общества.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В течение последних десятилетий в научном сообществе предпринимаются активные попытки выстроить смысловые связи между научным знанием и церковным духовным опытом, и в этом контексте из всех богословских дисциплин именно христианская[1] антропология вызывает наибольший интерес прежде всего для гуманитарных наук, особенно для педагогики, психологии и философии. Стали к ней присматриваться политологи и социологи. Почему? В чем секрет?

Литература
  1. Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания. Пермь: Панагия, 2000. 208 с.
  2. Амфилохий (Радович), митр. Человек – носитель вечной жизни / Пер. с серб.
    С. Луганской. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. 302 с.
  3. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 71–79.
  4. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005. 191 с.
  5. Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. Онтологические и историко-теоретические основы педагогики православной цивилизации. М.: Про-Пресс, 2010. 672 с.
  6. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Русская Симфония, 2005. 111 с.
  7. Демков М.И. История русской педагогии:  В 2 ч. Ч. 2. Новая русская педагогия. М.: Изд. автора, 1910. 694 с.
  8. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб.: Тип.
    В.Ф. Киршмана, 1907. 264 с.
  9. Зелинский Константин, прот., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников. М.: Планета, 2010. 288 с.
  10.  Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 912 с.
  11.  Зеньковский Василий, прот. Педагогика. М.: ПСТБИ, 1996. 154 с.
  12.  Зеньковский Василий, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. 187 с.
  13.  Игнатий (Пологрудов), митр. Проблема самосознания в святоотеческом понимании // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 3 (70). С. 19–23.
  14.  Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия: святоотеческий курс врачевания души. Сергиев Посад: Изд-во Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. 368 с.
  15.  Иларий Пиктавийский, св. О Святой Троице. Кн. 2. Гл. 2 // PL 10, 51.
  16.  Каллист (Уэр), еп. Внутреннее Царство: Пер. с англ. Киев: Дух и буква, 2003. 268 с.
  17.  Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы / Репринт. М.: Паломник, 1996. 450 с.
  18.  Константин (Горянов), архиеп. Религиозно-философская антропология: история и определение термина, современные проблемы // И познаете истину. СПб., 2011. С. 140–164.
  19.  Коржевский Вадим, свящ. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной психологии. М.: Центр информац. технологий и информатики, 2004. 648 с.
  20.  Корольков А.А. Духовная антропология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 324 с.
  21.  Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. 194 с.
  22.  Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков: Пер. с франц. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 223 с.
  23.  Лоргус Андрей, свящ. Православная антропология: Курс лекций. М.: Граф-пресс, 2003. Вып.1. 216 с.
  24.  Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. СПб.: Синодальная типография, 1910. 237 с.
  25.  Миропольский С.И. Учебник дидактики. СПб.: Синодальная тип, 1895. 176 с.
  26.  Миропольский С.И. Учитель народной школы. Его призвание, значение, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей. СПб.: Синодальная тип., 1890. 148 с.
  27.  Несмелов В.И. Наука о человеке: Т. 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань: Тип. Императорского ун-та, 1898. 440 с.; Т. 2. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань: Центральная тип., 1908. 450 с.
  28.  Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии.  М.: Изд. дом «Никея», 2011. 304 с.
  29.  Победоносцев К.П. Ученье и учитель. М.: Синодальная типография, 1903. 56 с.
  30.  Позов А.С. Основы древнецерковной антропологии: Т. 1. Сын Человеческий. Мадрид,1965. 421 с.; Т. 2. Апокатастасис. Мадрид,  1966. 350 с.
  31.  Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей. СПб.:Тип. Мин-ва народного просвещения, 1899. 394 с.
  32.  Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 149 с.
  33.  Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Изд. дом «Покров», 2004. 144 c.
  34.  Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издат. отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  35.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. 384 c.
  36.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 421 с.
  37.  Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: В 2 т. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1868 – 1869.
  38. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Начертание христианского нравоучения.  В 3 ч. Ч. 3. М.: Лепта Книга, 2008. 753 с.
  39.  Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Изд-во «Отчий дом», 2012. 304 с.
  40.  Шеховцова Л.Ф. Человек в современной психологии и христианской антропологии.  Lambert Academic Publishing, 2011. 358 с.
  41.  John (Zizioulas), metr. Being as Communion: Studies in Person hood and the Church. N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 1993. 270 p.
  42.  Mantzaridis Georgios I. The Deification of man: Saint Gregory Palamas and Orthodox Tradition / Trans. from the Greek. N. Y: St. Vladimir's Seminary Press, 1984. 124 p.
  43.  Nellas Panayiotis. Nellas, Panayiotis. Deification in Christ: Orthodox Perspectives on the Nature of the Human Person. Crestwood, N. Y: St. Vladimir's Seminary Press, 1987. 156 p.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика