Я-образ ребенка и его формирование средствами духовно-нравственного диалога

1762

Аннотация

Представлены теоретико-методологические предпосылки и результаты практического применения разработанной автором методики «Открой себя», направленной на формирование элементов образа Я у детей дошкольного возраста. В работе используется развивающий потенциал метода, предложенного выдающимся отечественным психологом и психотерапевтом Т.А. Флоренской. Формирование идентичности происходит в процессе творческого общения ребенка с героями известных русских сказок, в контексте игровой ситуации, созданной в со-авторстве взрослым и ребенком. Автор показывает, что развивающая сила персонажа сказки – в его полисемантичности, позволяющей ребенку наделять персонаж новыми измерениями, со-творяя его заново в диалогическом общении; сказочный герой помогает ребенку осуществить рефлексивный выход в пространство бесконечности смыслов, посмотреть на себя со стороны, увидеть подлинность и ценностность своего Я-образа и Я-образа Другого. По замыслу автора методики, эти персонажи актуализируют диалогическое единство нескольких духовных пространств: самого ребенка, находящегося с ним в общении взрослого и контекстного пространства русской культуры.

Общая информация

Ключевые слова: образ Я, духовный мир ребенка, диалогическое общение, полисемантика образа, со-творчество, социокультурные ценности, духовно-нравственное воспитание

Рубрика издания: Психология религии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060127

Для цитаты: Устинова О.А. Я-образ ребенка и его формирование средствами духовно-нравственного диалога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 238–248. DOI: 10.17759/psyedu.2014060127

Фрагмент статьи

Современный психолог востребован не только в школе, психологическом центре, клинике, на предприятии – достаточно распространена в настоящее время работа психолога в православном храме, где он встречается со многими проблемами, касающимися отношений с детьми. Труд православного психолога здесь имеет свои особенности и задачи. Психолог помогает священнику подготовить детей к таинству покаяния. В этой работе требуется определенный опыт общения с детьми, особенная способность к контакту, умение внушить к себе доверие.

Литература

  1. Алиева Т. Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание. 1996. № 2. С. 68–73.
  2. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 545 с.
  3. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. 372 с.
  4. Большунова Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. 107 с.
  5. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: Дис. …д-ра психол. наук . Новосибирск, 2007. 545 с.
  6. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. М.: Экономпресс, 2000. 304с.
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400с.
  8. Брун Б, Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: Информац. центр психолог. культуры, 2000. 184 с.
  9. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. 336 с.
  10.  Ляхова Е.И. Когда читать «Карлсона»? // Дискурс. 1998. № 5. С. 48–55.
  11.  Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.
  12.  Устинова О.А. «Образ Я» и его развитие средствами диалога: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Изд-во «11-й формат», 2012. 25 с.
  13.  Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001. 208 с.

Информация об авторах

Устинова О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГНУ «Новокузнецкий филиал институт Кемеровского государственного университета», Россия, e-mail: ustinova_oly@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2242
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1762
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11