Изучение психологических особенностей адаптации студентов-сирот начального этапа обучения и студентов – воспитанников семей

1319

Аннотация

Представлены материалы изучения психологических особенностей сирот юношеского возраста – состояния их психологической адаптированности к условиям обучения в вузе по сравнению с нормой (за которую приняты показатели студентов, проживающих в семье). Предполагалось, что уровень адаптированности у студентов-сирот значительно меньший, чем у остальных студентов, в силу особенностей их жизненных обстоятельств (материнской депривации, проживания в учреждениях интернатного типа, иногда плохой наследственности, нехватки навыков самостоятельности в бытовых вопросах, личностных проблем). Результаты обследования 49 студентов-сирот (26 девушек и 23 юношей) и 49 студентов-первокурсников, воспитывавшихся родителями (28 девушек и 21 юношей), подтвердили эту гипотезу и позволили говорить о том, что студенты-сироты нуждаются в специальной психологической помощи в процессе обучения в вузе для становления в личностном и профессиональном плане.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, сирота, депривация, студенческий возраст, самооценка, конфликтостойкость, барьеры в общении, мотивация к обучению, тревожность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060212

Для цитаты: Заморуева В.В. Изучение психологических особенностей адаптации студентов-сирот начального этапа обучения и студентов – воспитанников семей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 139–149. DOI: 10.17759/psyedu.2014060212

Полный текст

Долгое время адаптация понималась как приспособление (Ф.З. Меерсон). Такой подход характерен и для современных теоретических и прикладных исследований. Его правомерность подтверждает этимология. Термин «адаптация» происходит от позднеолатинского «adaptatio», что означает «приспособление» [9]. В этом контексте - результат (и процесс) взаимодействия живых существ и окружающей среды, который приводит к их оптимальному приспособлению к жизнедеятельности.

Адаптация компенсирует недостаток привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создается возможность ускорения оптимального функционирования организма, личности в непривычной обстановке. Если адаптация не наступает, то возникают дополнительные трудности в усвоении предмета деятельности - дезадаптация.

Психологическая адаптация как основной механизм социализации личности сама по себе представляет сложную систему и включает следующие элементы: 1) когнитивные, психические процессы - ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и пр.; 2) эмоционально - чувственные процессы и состояния; 3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения.

Процесс социально-психологической адаптации включает в себя две стороны - объективную и субъективную. Объективная состоит в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а так же различные социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой информации и пр.). Субъективная состоит в том, что процесс социально-психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями, личными качествами, взглядами, убеждениями и т. д.

И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.

Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда - семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).

Существует несколько подходов к изучению проблемы адаптации. Концепции гомеостаза при рассмотрении адаптационных процессов придерживаются такие авторы как У. Кенон, А.Д. Слоним и др. В соответствии с этой концепцией гомеостаз понимается как стабильность определенных показателей организма, являющейся необходимым условием жизнедеятельности любой биологической системы. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза и реализуются в трех функциональных направлениях: физиологическом, психологическом и социальном. Психологическую адаптацию человека можно определить как приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.

Существует также системный подход к изучению проблемы адаптации (В.Г. Асеев, А.А. Налчаджян, В.П. Казначеев), где адаптация понимается как способность системы изменяться для поддержания равновесия со средой.

Согласно гуманистической концепции (К. Роджерс, А. Маслоу. Г. Олпорт) процесс социальной адаптации человека состоит в уменьшении той составляющей Я, которая является нашей внутренней сущностью в стремлении получить положительное отношение со стороны окружения. Адаптация как условие формирования реального Я под воздействием мнений значимых других формирует нередко дисконгруэнтность между мыслями, чувствами, поведением и реальным Я человека.

В теории адаптационного синдрома (Г. Селье) было показано значение стресса для повышения сопротивляемости организма и психики. Применительно к социальной адаптации можно сказать, что невозможность приспособиться к существованию в определенной среде, быть в состоянии гомеостаза приводит к фрустрации, тревоге, что мобилизует защитные резервы организма, отвлекая их на защиту и реакции стресса от процессов самореализации.

Деятельностный подход (В.И. Медведев, В.М. Мясищев) изучает процессы адаптации в процессе трудовой деятельности человека.

На современном этапе наука делает акцент на изучении внутренних интегральных факторов - личности. Взаимодействуя с окружающей средой и с собой, человек представляется активным субъектом общечеловеческого опыта. Необходимость адаптации активизирует жизненный потенциал человека и его влияние на окружающий мир. Личность несет ответственность за успешность, выбор стратегии и результат адаптации (Г.О. Балл, А.О. Реан и др.) [2; 13].

Множество исследований посвящено проблеме адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить адаптацию к обучению в вузе как сложный многофакторный процесс включения студентов в новую образовательно-воспитательную систему, в новую систему требований и контроля, новый коллектив, а для многих в новые жизненные условия. С позиции российского исследователя Н.О. Багачкиной [1] адаптация студентов-первокурсников к новым условиям обучения - это сложный многофакторный двухсторонний процесс, который предусматривает повышение образовательного уровня, психологический комфорт, умение взаимодействовать с ровесниками и педагогами.

По мнению В.П. Казмиренко, социально-психологическая адаптация студентов в вузовской среде состоит из: во-первых, профессиональной адаптации, что обуславливает приспособление к содержанию, условиям и самостоятельной организации учебной деятельности, формирование навыков и направленности в учебной и научной работе; во- вторых, активного или пассивного приспособления личности к окружению, построения взаимоотношений в студенческих группах, формирование стиля личностного поведения; в- третьих, социально-профессиональной адаптации как принятия общественных требований к будущей профессиональной деятельности [6].

Студенческий возраст, как и любая другая стадия жизненного пути человека, имеет свою неповторимую специфику. Еще К.Д. Ушинский считал, что возраст 16-23 года является «решающим», указывая, что именно в этом возрасте определяется направление мыслей человека и его характер [8].

Начало обучения в вузе хронологически совпадает с новой стадией психологического развития человека - активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственным и интеллектуальным развитием, моделированием жизненного пути. От того, как происходит адаптация к учебной, общественной, научной деятельности вуза зависит общий процесс социализации юношей и девушек, становление студента как профессионала.

По данным исследователей, биофизиологическая адаптация к учебному процессу длится около двух недель, психологическая адаптация - около двух месяцев, социально­психологическая адаптация длится до трех лет [14].

Однако проблема адаптации студентов до сих пор остается актуальной, также как и проблема становление личности человека, воспитывающегося без родителей (сирот). Многие авторы (А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.С. Мухина, И.В. Пеша, В.Н. Ослон, Е.В. Селенина и др.) [10; 11; 12; 17] уделяют внимание проблеме формирования личности сироты в детском и подростковом возрасте, однако данные о психологических особенностях сирот юношеского возраста ограничены. Последнее стало одной из причин организации и проведения нами специального исследования, направленного на изучение особенностей протекания адаптационного процесса сирот в период их обучения в вузе.

В основу работы легло предположение о том, что уровень адаптированности у студентов-сирот значительно меньший, чем у остальных студентов в силу особенностей их жизненных обстоятельств (материнской депривации, проживания в учреждениях интернатного типа, иногда плохой наследственности, нехватки навыков самостоятельности в бытовых вопросах, личностных проблем).

Для сравнения уровня адаптированности студентов-сирот с нормой, было осуществлено сопоставление этого показателя с таковым у обычных студентов- первокурсников, которые воспитывались в семьях. В исследовании принимали участие две выборки, к первой принадлежали 49 студентов-сирот (26 юношей и 23 девушек) Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б. Хмельницкого начальных лет обучения (I-III курсов). Исследование проводилось среди студентов трех курсов, так как имеющиеся в нашем распоряжении данные [9] указывают, что адаптация длится до трех лет. Вторая выборка - студенты - первокурсники, воспитывающиеся в семьях, юноши и девушки в количестве 49 человек (две академгруппы) - 21 юноша и 28 девушек.

В работе использовалось тестирование с помощью методики «Самооценка психологической адаптированности» [15]. Обработка полученных результатов проводилась с использованием методов математической статистики, которые позволили сравнить средние двух совокупностей [7, с. 335]. Результаты полученных данных представлены в табл.

Таблица

Результаты исследования уровня адаптации

 

\ Уровень

Показатель \

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

(%)

чел.

(%)

чел.

(%)

чел.

(%)

чел.

(%)

чел.

Студенты- сироты

26,5

13

34,7

17

12,3

6

10,2

5

16,3

8

Студенты- первокурсники

0

0

10,2

5

18,3

9

38,8

19

32,7

16

Итак, из представленных в таблице данных, мы видим, что у большинства сирот преобладает уровень адаптации ниже среднего (34,7 %) и низкий (26,5 %), у студентов же, воспитывающихся в семьях адаптация в основном на уровне выше среднего (38,8 %) и высоком (32,7 %). Методом математической статистики убедимся в значимости полученных результатов [7].

Для проверки значимости разницы показателей адаптированности студентов-сирот и студентов из семей воспользуемся методом математической статистики сравнения средних двух совокупностей. За проверяемую гипотезу    принимаем равенство двух генеральных совокупностей: адаптации студентов-сирот и студентов, воспитывающихся с родителями. В качестве альтернативной гипотезы принимаем : . Если количество студентов в двух выборках одинаково n1 = n2 = 49, средняя адаптация студентов-первокурсников =6,72, а у студентов-сирот = 5,3 и предварительно было установлено, что дисперсии адаптированности в двух группах равны соответственно = 3.8 и  =4,5, то на уровне значимости а = 0,05 выясним, существенно ли различие в адаптации между сиротами и несиротами.

При выполнении гипотезы H0 о фактическое значение статистики критерия:

При альтернативной гипотезе H1 критическое значение статистики находим из условия Ф (tкр) = 1-2а = 1 - 2*0,05 = 0,9, откуда по таблице значений функции Лапласа tкр = t0,9 =1,64. Т.к. фактически наблюдаемое значение t = 3,55 больше критического значения, то гипотеза о отвергается, т.е. на 5 % уровне значимости можно сделать вывод, что адаптация студентов несирот выше, чем у сирот.

Изучая адаптацию сирот, мы, опираясь на ранее проведенные исследования в сфере адаптации у студентов, выбрали для изучения такие показатели, которые, по нашему мнению, сопровождают и обуславливают уровень адаптации к социуму [3; 4; 5; 6; 8; 16; 17]: самооценка, тревожность, конфликтостойкость, барьеры в общении и мотивация к обучению. Данные характеристики исследованы с помощью следующих методик: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина), вербальная диагностика самооценки личности, диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко), определение уровня конфликтостойкости [15]. Результаты представлены на рис.

Как мы видим, у сирот в юношеском возрасте больше всего страдает самооценка - у 73,5 % респондентов она низкая, также повышена тревожность: у 49 % средний и у 32,7 % высокий уровень тревожности. Затруднены контакты с окружающими из-за конфликтности (у 53 % средний уровень и у 32,7 % низкий уровень конфликтостойкости) и барьеров в общении (низкий уровень (норма) всего у 12,2 % респондентов). Среди барьеров в общении у студентов-сирот преобладают: неадекватное проявление эмоций (у 55,5 % опрошенных), нежелание эмоционально сближаться с людьми (48,2 %), невыразительность эмоций (33,3 %), также присутствуют такие проблемы как: неумение управлять своими эмоциями ( у 22,2 % сирот) и преобладание негативных эмоций ( у 14,8 %). Пониженный интерес к учебе обуславливается значительным преобладанием у студентов-сирот низкой мотивации к обучению (у 79,6 % респондентов), при этом высокой мотивации к учебе не выявлено ни у одного сироты.

Подведем итоги.

1.   Проведено исследование адаптированности студентов сирот к условиям обучения в вузе с диагностированием сопутствующих проблем и сравнили данный фактор с нормой, приняв за таковую показатели адаптированности первокурсников, воспитывающихся родителями. Обработали полученные данные методом математической статистики.

2.   Подтверждена гипотеза о том, что уровень адаптации обычных студентов- первокурсников не совпадает с таковым у студентов-сирот - находится в гораздо худшем состоянии. Тем более что для исследования взяты сироты не только I курса, но и II-III курсов.

3.   Полученные данные позволяют предположить, что процесс адаптации протекает у сирот отлично от нормы. Если, согласно исследованиям (Н. Хазратова, С.Гапонова, М. Делеу и др.) обычные студенты ко второму-третьему курсу уже вполне адаптируются, то наши результаты свидетельствуют о том, что у студентов-сирот к этому времени адаптации так и не происходит [3; 4; 16]. Это тем более важно, если учесть, что юность - последний этап в формировании личности и что именно на этом этапе человек овладевает профессией. Если по каким-то причинам адаптация к условиям учебного заведения не состоялась, то это означает, что студент не овладевает профессиональными навыками в полной мере, а, значит, государство теряет специалиста, рабочую единицу.

4.   Результаты работы позволяют обосновать необходимость оказания психолого­педагогической помощи студентам-сиротам в приобретении навыков адаптации. Как показывают наши предыдущие исследования, такие учащиеся имеют специфические проблемы, лежащие в основе их плохой адаптированности: низкая самооценка, повышенная тревожность, неумение взаимодействовать с окружающими, что выражается в повышенной конфликтности и барьерах общения, преобладании низкой мотивации к обучению. Поэтому при работе по повышению адаптации студентов-сирот рекомендуется сосредоточить внимание прежде всего на самооценке данной категории студенчества. Поскольку у большинства сирот самооценка низкого уровня, это мешает эффективно взаимодействовать с социумом, правильно понимать его требования, а, значит, и адаптироваться в нем. Еще одним слабым местом сирот юношеского возраста является недостаток навыков эффективной коммуникации с окружающими (отсюда повышенная конфликтность, тревожность во взаимоотношениях). Для успешного включения сироты в среду вуза необходимо провести курс тренингов общения. Также для улучшения уровня учебной успеваемости необходимо работать над повышением учебной мотивации сирот. Исследования А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых и др. показали, что в умственном развитии сироты не уступают своим сверстникам, однако у них часто отсутствуют навыки приобретения знаний: самостоятельной работы над учебным материалом, его обработкой и усвоением. Поэтому при коррекции адаптации студентов-сирот к вузу необходимо сосредоточить свое внимание и на приобретении студентами навыков обучения, что позволит им почувствовать себя более успешными в студенческой среде, а, значит, и легче к ней адаптироваться.

Литература

  1. Багачкина Н.А. Учет индивидуальных стилей обучения студентов как основа успешной адаптации при организации учебной деятельности // Вопросы биологии, экологии и методики обучения: Сб. науч. статей. Вып. 3. Саратов: Изд-во Сарат. педин-та, 2000. С. 108–110.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92–99.
  3. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994.Т. 15. № 3. С. 131–135.
  4. Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу Текст./ М.В. Делеу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: ШТИИНЦА, 1990. С. 29–41.
  5. Зарембо Н.А. Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 4. URL:http://psyedu.ru/journal/2012/4/3157.phtml (дата обращения: 17.12.2013).
  6. Казміренко В.П. Програма дослідження психолого-соціальних чинників адаптації молодої людини до навчання у ВНЗ та майбутньої професії // Практична психологія та соціальна робота. 2004. № 6. С.76–78.
  7. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 543 с.
  8. Левківська Г. П. Сорочинська В.Є., Штифурак В.С. Адаптація першокурсників в умовах вищого закладу освіти: навч. Посібник. К.: Либідь,  2001. 128 с.
  9. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса/ Под ред. В.И. Медведева. Л.: Наука, 1984. С. 3–16.
  10. Ослон В.Н., Косьянова Е.В. Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки  [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48353.shtml (дата обращения: 17.12.2013).
  11. Ослон В.Н., Селенина Е.В., Шехорина А.В. Профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе как механизм институционализации реабилитационной деятельности в России [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Oslon_Selenina_Shehorina.phtml (дата обращения: 7.12.2013).
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб: Питер, 2005. 400 с.
  13. Реан А.А. Психологическая адаптация. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
  14. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 129 с.
  15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
  16. Хазратова Н.. Психологічна адаптація першокурсників : типові проблеми та шляхи їх вирішення // Психологічна адаптація студентів першого курсу до умов навчання у вищому навчальному закладі: Збірник наукових статей. Луцьк: Волин. держ. ун-т. РВВ «Вежа», 1999. 91 с.
  17. Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №2. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 17.12.2013).

Информация об авторах

Заморуева В.В., аспирант, Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды (ХНПУ), практический психолог, государственное учебное заведение «Мелитопольский профессиональный лицей железнодорожного транспорта» (ГУЗ «МПЛЖТ»), Мелитополь, Украина, e-mail: zamoruevavera@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2603
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1319
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2