Взаимосвязь развития основ теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных учеников начальных классов

1221

Аннотация

Приводятся результаты исследования развития основ теоретического способа мышления у одаренных учеников начальных классов и его связи с интеллектуальными способностями. Анализируется взаимосвязь развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей на протяжении обучения в начальной школе у одаренных учеников. Гипотеза автора состоит в том, что результат решения задач на теоретическое мышление связан с уровнем развития интеллекта именно у одаренных детей. Проведенное исследование показало, в какой степени методики диагностики теоретического мышления могут быть использованы для выявления одаренных учеников в начальной школе. Результаты, полученные по методикам диагностики теоретического уровня мышления, могут стать основанием для осуществления примерного прогноза развития интеллектуальных способностей одаренных учеников в течение следующих нескольких лет.

Общая информация

Ключевые слова: одаренные ученики, теоретическое мышление, интеллектуальные способности, учебная задача

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060215

Для цитаты: Ермаков С.С. Взаимосвязь развития основ теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных учеников начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 172–187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060215

Фрагмент статьи

В отечественной системе школьного образования в настоящее время все более актуальной становится работа по выявлению наиболее интеллектуально развитых учеников и созданию условий для их обучения, которые будут соответствовать уровню их умственного развития. Для этой цели необходимо владеть информацией как о текущем уровне развития интеллектуальных способностей учеников, так и иметь возможность составления примерного прогноза относительно их интеллектуального развития в ближайшие несколько  лет.

Литература

  1. Атаханов Р.А. Развитие общих закономерностей и предметных видов мышления.  Первые чтения памяти В.В. Давыдова. // Сборник выступлений. Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
  2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. 90 с.
  3. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.54-65 
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  5. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с.
  6. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. №2. С 79-85.
  7. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. М.: Центр «Развивающее образование», 2000. 76 с.
  8. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012.            № 1. C. 40–45.
  9.  Гуружапов В.А., Шиленкова  Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. С. 53-60. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Guruzhapov_Shilenkova.phtml (Дата обращения: 11.06.2014)
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  11. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 656 с. 
  12. Ермаков С.С. Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №2. (в печати).
  13. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 152 с.
  14. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет.  М.: Фолиум, 1993. 48 с.
  15. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. Дисс. докт. психол. наук. М., 1980. 
  16.  Логинова Г.П. Диагностика умственного развития детей младшего подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 36 с.
  17.  Логинова Г.П. Тест умственного развития. Экспресс-диагноностика для учащихся 3-4 классов. (ТУР). Руководство по применению теста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 12 с.
  18. Равен Д.К. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные и Плюс версии). М.: Когито-Центр, 2012. 144 с.
  19. Рензулли Д. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 214–243.
  20. Савенков А.И. Теоретические аспекты проблемы диагностики детской одаренности // Вестник МГПУ серия «Педагогика и психология». 2012. №1(19). С. 35-45. 
  21.  Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. 2004. Т. 1, № 2. С. 66-75.
  22. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. МПСИНПО "МОДЭК", 2004. 368 с.
  23. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000. 136 с.

Информация об авторах

Ермаков Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики», доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», доцент кафедры «Прикладная математика» факультета «Информационные технологии», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618, e-mail: ermakovss@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2840
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1221
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3