Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 2. С. 172–187
doi:10.17759/psyedu.2014060215
ISSN: 2587-6139 (online)
Взаимосвязь развития основ теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных учеников начальных классов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренные ученики, теоретическое мышление, интеллектуальные способности, учебная задача
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060215
Для цитаты: Ермаков С.С. Взаимосвязь развития основ теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных учеников начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 172–187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060215
Фрагмент статьи
В отечественной системе школьного образования в настоящее время все более актуальной становится работа по выявлению наиболее интеллектуально развитых учеников и созданию условий для их обучения, которые будут соответствовать уровню их умственного развития. Для этой цели необходимо владеть информацией как о текущем уровне развития интеллектуальных способностей учеников, так и иметь возможность составления примерного прогноза относительно их интеллектуального развития в ближайшие несколько лет.
Литература
- Атаханов Р.А. Развитие общих закономерностей и предметных видов мышления. Первые чтения памяти В.В. Давыдова. // Сборник выступлений. Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. 90 с.
- Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.54-65
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
- Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с.
- Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. №2. С 79-85.
- Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. М.: Центр «Развивающее образование», 2000. 76 с.
- Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 40–45.
- Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. С. 53-60. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Guruzhapov_Shilenkova.phtml (Дата обращения: 11.06.2014)
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 656 с.
- Ермаков С.С. Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №2. (в печати).
- Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 152 с.
- Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. М.: Фолиум, 1993. 48 с.
- Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. Дисс. докт. психол. наук. М., 1980.
- Логинова Г.П. Диагностика умственного развития детей младшего подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 36 с.
- Логинова Г.П. Тест умственного развития. Экспресс-диагноностика для учащихся 3-4 классов. (ТУР). Руководство по применению теста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 12 с.
- Равен Д.К. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные и Плюс версии). М.: Когито-Центр, 2012. 144 с.
- Рензулли Д. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 214–243.
- Савенков А.И. Теоретические аспекты проблемы диагностики детской одаренности // Вестник МГПУ серия «Педагогика и психология». 2012. №1(19). С. 35-45.
- Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. 2004. Т. 1, № 2. С. 66-75.
- Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. МПСИ, НПО "МОДЭК", 2004. 368 с.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000. 136 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2840
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1221
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3