Профессиология и образование специалистов фармацевтической отрасли

1379

Аннотация

Статья посвящена исследованию профессий фармацевтической отрасли. В этой сфере деятельности появились новые специальности и изменились функции традиционных. Изменились и содержание деятельности, и уровень ответственности специалистов. Все это требует совершенствования системы подготовки кадров. Научной основой для составления профессиональных стандартов, образовательных стандартов и образовательных программ являются профессиограммы разных специальностей. Автор приводит аргументы, указывающие на необходимость профессиографических исследований разных специализаций в фармацевтике. Обосновывается целесообразность объединения усилий профессиологов и представителей образовательных структур с целью решения актуальной проблемы – подготовки кадров для специалистов фармацевтической отрасли.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиограмма, профессиология, профессиография, фармацевтика, провизор, фармацевт

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060218

Для цитаты: Старостенкова Т.А. Профессиология и образование специалистов фармацевтической отрасли [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 209–218. DOI: 10.17759/psyedu.2014060218

Полный текст

Профессиология, являясь одним из направлений психологии труда, в то же время, многими учеными рассматривается как новая отрасль научного знания, как наука на стыке социологии, психологии, педагогики, философии и ряда других наук [1; 6], что позволяет отнести ее к междициплинарным наукам. Изучая профессиональные явления в обществе, профессио- логия так или иначе затрагивает и вопросы, связанные с образованием, поскольку одним из направлений профессиологии является профессиография - проведение профессиографиче- ских исследований и создание профессиограмм.

«Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника» [6, с. 22]. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии, требования, которые профессия предъявляет к человеку, профессионально важные качества. Профессиограммы в свою очередь служат основанием для разработки профессиональных стандартов.

 

Профессиональный стандарт - квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к конкретной должности (профессии). Профессиональные стандарты являются основой разработки образовательных стандартов, методических материалов, программ профессионального обучения работников и установления квалификационных уровней [15; 20].

Таким образом, профессиология служит связующим звеном между психологией труда и образованием.

Изменения профессиональной структуры общества происходят регулярно. На смену одним профессиям приходят другие, появляются все новые и новые профессии. На сегодняшний день в мире насчитывается около 50 000 профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий и примерно столько же старых профессий исчезает. С переходом к новым рыночным отношениям возникла потребность в рекламе и специалистах, создающих рекламу. Так появились пиарщики, бренд-менеджеры, маркетологи и т. д. С развитием сферы банковских услуг и кредитования населения появились финансовые аналитики, ипотечные брокеры и биржевые маклеры. Создание локальных сетей способствовало возникновению множества профессий, связанных с обслуживанием ПК: системные администраторы, специалисты по информационной безопасности, программисты и многие другие.

Существенно изменились требования к представителям таких традиционных профессий, как врач, фармацевт, учитель, продавец, инженер, архитектор в связи с развитием и внедрением во все сферы нашей жизни новых информационных технологий и технологических процессов.

Однако эти изменения не повлияли на значимость профессий медицинского профиля. Во все времена одной из самых престижных, самых перспективных и самых востребованных профессий в обществе считалась профессия врача. Современные эксперты рынка труда определяют рейтинг самых престижных профессий путем соотношения спроса и предложения на различные специальности. По исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2012 г. 24 % родителей хотели бы видеть своих детей работниками медицинской сферы. Профессия врача в рейтинге заняла третье место (12 %) [4; 14]. По результатам исследований, проводимым Калифорнийским университетом США, которые основаны на данных Министерства труда и интервью с управляющими крупных компаний, в сфере здравоохранения ожидается большое количество вакансий. Самыми востребованными профессиями будущего и самыми перспективными считаются химики, биологи, фармацевты и геронтологи [10].

Отношение в обществе к профессиям оценивается по критерию доверия населения к специалистам разных сфер. Согласно традиционному рейтингу профессий, жители США больше всего доверяют медицинским работникам, а из них наибольшего доверия заслуживают медсестры. Следом за медсестрами по уровню доверия идут фармацевты - в их честности уверены 73 % американцев. При этом процент доверяющих фармацевтам постоянно растет [17]. Фармацевтика была и остается одной из важнейших, старейших и традиционных сфер профессиональной деятельности.

Обратимся к истории профессии фармацевта, чтобы лучше понять те изменения, которые происходят сегодня. Первые упоминания о фармацевтике можно найти у Гиппократа (400 лет до нашей эры) и Клавдия Галлена (131-207 гг. н. э.). Слово «фармация» происходит от латинского слова «parma» - лекарство. Фармация - это наука о лекарствах. Первые аптеки появились в Европе в 1100 г. н. э. в монастырях, при которых были организованы лаборатории. В этих лабораториях готовились препараты из лекарственных растений. Аптекарь в то время имел право лечить больных - он был терапевтом и хирургом в одном лице. Впервые разграничение функций врача и аптекаря было узаконено в 1224 г. декретом короля Фридриха II Штауфена. Этим декретом врачам запрещалось готовить и продавать лекарства, а аптекарям лечить больных. Такое разграничение сохранилось до настоящего времени, и не вызывает сомнений в его целесообразности [5].

Термин «провизор» и профессия «провизор» появились в XV в. В переводе с латинского «provisor» - провидящий, предчувствующий, предугадывающий. Врач должен был ставить диагноз, а провизор предугадывать течение болезни и с помощью лекарств корректировать ее течение. Провизоров впервые стали обучать в учебных заведениях лишь в середине XVI в. во Франции и Испании. В XIX в. в университетах Европы появились кафедры по подготовке специалистов, а также были определены правила, регулирующие их практическую деятельность. Особое внимание уделялось как теоретической подготовке, так и практическим навыкам изготовления препаратов [5]. Но уже тогда в работе фармацевта и провизора наблюдалась тенденция не столько к изготовлению лекарственных препаратов, сколько к продаже медикаментов и консультированию пациентов. Таким образом, содержание профессии постоянно претерпевало изменения. Требования в отношении медицинских и научных знаний о лекарственных препаратах усиливались. Также становились значимыми требования и к коммуникативной составляющей профессии, ее социально-психологической части.

Следует отметить, что до настоящего момента в России фармацевтом называют помощника провизора, который прошел обучение в фармацевтическом училище или колледже. В Европе же, наоборот, фармацевт - это специалист с высшим фармацевтическим образованием, а провизор является помощником фармацевта. Однако и у провизора, и у фармацевта основная сфера деятельности - фармация. И довольно часто специалисты выполняют по сути одни и те же функции. Поэтому в научной литературе специалистов данной сферы нередко отождествляют. Исторически сложилось так, что фармация была составной частью медицины. Вопросы медицинской и фармацевтической этики и деонтологии имеют много общего, поскольку основной объект их деятельности - человек. Врачи и фармацевты призваны охранять здоровье людей и делать все возможное для продления их жизни. Медицинская и фармацевтическая этика и деонтология включают в себя общегуманные, общечеловеческие представления о нормах морали и нравственности, передаваемые из поколения в поколение.

В настоящее время содержание профессий фармацевта и провизора очень сильно изменилось. Изменились также и требования к уровню знаний специалистов данной области. Это обусловлено высокими научными достижениями в области фармацевтики, современными технологиями и информационными возможности во всем мире. Связь между фармацевтом и обществом становится сильнее день ото дня, обретая новые измерения. Роль фармацевтов в обществе, ее смысл и значение в связи с этим меняются и видоизменяются. Зарубежные специалисты отмечают, что фармацевтическая профессия в настоящее время находится в переходном состоянии [21]. Модель оказания медицинской помощи населению сегодня существенно отличается от традиционной. Кроме того, лекарственные препараты в современном мире производятся на высокотехнологичных производствах, а не в аптеках. Фармацевты занимаются не столько изготовлением лекарств, сколько предоставлением соответствующей информации о лекарственных средствах, дают рекомендации людям об их надлежащем использовании.

Американские исследователи считают, что уменьшения расходов на здравоохранение можно добиться, если население будет «правильно» принимать лекарства. Каждый год тысячи людей оказываются в больнице, потому что они не следуют рекомендациям врачей, отмечают в Американской ассоциации фармацевтов. В конце 1990-х гг. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) и Всемирная федерация фармацевтов инициировали реализацию проекта «Фокус на пациента». Это было связано с расширением списка безрецептурных препаратов, распространением практики самолечения и, соответственно, возрастанием роли фармацевта в системе здравоохранения. Фармацевту все чаще приходится выступать в роли консультанта, информатора, предупреждающего о негативных последствиях фармакотерапии, помогающего медицинским работникам в оздоровлении населения.

ЕРБ ВОЗ была принята надлежащая аптечная практика (НАП) - Руководство по разработке и внедрению стандартов лекарственной политики и развитию фармацевтической практики. Основными ее положениями являются:

■   сосредоточение на профилактике, а не на лечении;

■   ориентирование на пациента, а не на продукт;

■   сосредоточение на соблюдении профессиональной этики;

■   акцентирование внимания на информировании пациентов о правильном применении лекарств;

■   поощрение рационального выписывания и применения лекарств [7].

Таким образом, по программе «Фокус на пациента» в центре внимания фармацевта на практике должен быть пациент. Предмет труда традиционного специалиста-фармацевта переходит с лекарственного препарата на пациента. Сохраняя устойчивое представление о профессиональной идентичности, фармацевтам сегодня все чаще приходится концентрироваться на лечении пациентов наряду с оказанием им лекарственной помощи.

Реалии сегодняшнего дня таковы: все больше людей при возникновении каких-либо проблем со здоровьем идут не к врачам, а в аптеку за консультацией и лекарствами. Рынок труда нацелен на здоровых людей, высокая конкуренция заставляет все меньше обращаться к врачам по любому поводу, не оформлять листки нетрудоспособности. Кроме того, чтобы попасть к врачу нужно время, нужно отпрашиваться с работы, что тоже не нравится работодателям. Очереди на прием к врачам вынуждают людей отказываться от обращения в поликлинику. В то же время доступность лекарственных препаратов и быстрая консультативная помощь заставляют людей все больше доверять свое здоровье фармацевтам, а не врачам. Таким образом, фармацевт в современном мире все чаще берет на себя функции врача, и это повышает уровень его ответственности перед обществом. Причем его ответственность юридически не закреплена, и, следовательно, фармацевт должен сам задумываться о том, к каким последствиям приведут его действия, как они скажутся на здоровье людей. Случаи врачебных ошибок и их последствий выявляются, но случаи ошибок фармацевтов зафиксировать сложно.

В целом в мире около 55 % провизоров работают в аптеках, 18 % - в клиниках, около 10 % специалистов с фармацевтическим образованием заняты в области промышленной фармации, 5 % - в научно-исследовательских и образовательных учреждениях, 5 % - в регулирующих органах [18].

Итак, профессии фармацевта и провизора на сегодняшний день актуальны, востребованы и дефицитны. Тем не менее, несмотря на существенные изменения в их деятельности, профессиологические и профессиографические исследования в этой сфере практически отсутствуют. Многие ученые также указывают на отсутствие современных образовательных стандартов в этой сфере [8; 9], стандартов, отвечающих требованиям настоящего времени, базирующихся на профессиологических исследованиях.

Цель профессиографии - выявление структурных и содержательных особенностей профессии. Она включает в себя комплекс методов изучения профессиональной деятельности и их анализ. Это методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, эксперимент), методы статистического и качественного анализа, метод экспертной оценки, а также методы психологической интерпретации (системно-структурный и функционально-структурный анализ). Различают профессиограммы: информационные, ориентировочно-диагностические, конструктивные, методические, диагностические. Профессиограмма, предназначенная для профессионального психологического отбора, должна включать в себя качества и требования, рассчитанные на среднего специалиста в данном виде деятельности. Профессиограмма для обучения должна быть сориентирована на высокие стандарты в профессии. А профессиограмма для профориентации должна в большей степени отражать социальные аспекты деятельности, значимость и востребованность профессии обществом.

В целом, основной объем профессиографической информации получают посредством наблюдения за трудовым процессом, экспериментального психодиагностического обследования специалистов и экспертного опроса. Однако все эти методы имеют свои недостатки. Экспериментальные методы могут привести к оторванности от реалий. Информация, полученная на основе наблюдения и измерения трудового процесса, канонизирует настоящее положение вещей с его ограничениями и недостатками. Экспертный опрос как метод требует тщательного подбора экспертов с целью преодоления их субъективизма.

Обратимся к анализу некоторых профессиограмм, которые известны на сегодняшний день. Например, в профессиограмме «Фармацевт» [11] в разделе «Назначение профессии» указано: «изготовление лекарственных средств в аптеках». Однако даже в таких крупных городах, как Москва, практически нет аптек, где изготовляются лекарства по рецептам. Далее в данной профессиограмме приводится перечень профессионально важных качеств: «способность работать в команде и организаторские способности, способность планировать свою деятельность по времени, координация движений, умение предвидеть результат» и др. [11] Очевидно, что в профессии фармацевта координация движений не является профессионально важным качеством. Такими качествами должны обладать специалисты психомоторных специальностей (бульдозеристы, летчики, спортсмены и др.). А умение работать в команде скорее важно для работников бригад скорой помощи, чем для фармацевтов.

В другой профессиограмме читаем: «Контакты у фармацевта немногочисленные, кратковременные - сотрудники по работе, клиенты»[2. с. 385]. В реальности провизор в аптеке 99 % своего времени тратит на общение с клиентами. Далее в этой же профессиограм- ме написано: «В своей работе фармацевт использует средства труда: вещественные (орудийные) - ручные (авторучку, лопаточки и др.), измерительные приборы и устройства (весы, дозаторы)» [2, с. 384]. «Труд фармацевта имеет такую организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу и отвечает за нее» [2, с. 385]. Доминирующие виды деятельности профессии «фармацевт»: «...оформление этикеток на лекарства; принятие участия в рекламировании и продаже различных фармацевтических средств; приготовление лекарственных препаратов: таблеток и микстур, порошков и мазей, бальзамов и т.д.» [13, с. 390]. Как мы уже отмечали, все это уже не соответствует современным реалиям.

Еще один пример профессиограммы фармацевта, в которой перечислены требования профессии к личностным особенностям человека: организованность, сосредоточенность, доброжелательность, ответственность, а вот требования к здоровью состоят из 11 пунктов. Данная профессиограмма, как указано в предисловии, рассчитана на тех, кто будет заниматься профориентацией, т. е. на психологов. Очевидно, что психолог проводит диагностику психологических особенностей человека, а не его физического здоровья [2].

Таким образом, все приведенные в качестве примеров профессиограммы имеют существенные недостатки, давно устарели и требуют пересмотра. Учитывая практическую значимость и актуальность подобных исследований, целесообразно специалистам- профессиологам обратить внимание на данное направление работы. Следует также обратить внимание на то, что в фармацевтической отрасли сложились свои специализации. Рынок труда сам диктует необходимость в этом. Фармацевт, провизор, менеджер по продажам, маркетолог, бренд-менеджер, специалист по регистрации лекарственных средств, клинический фармацевт, фармаколог - вот перечень самых распространенных специальностей в фармацевтике [12; 16]. Каждая из этих специализаций требует своей собственной профессиограммы, поскольку очевидно, что содержание труда в них будет существенно отличаться, и, значит, будут отличаться и требования к человеку, его психологическим особенностям. Так, например, менеджер по продажам должен уметь руководить, влиять на других людей и подчиняться требованиям организации. Маркетолог и бренд-менеджер должны заниматься продвижением товара на рынке. А фармаколог - заниматься научными исследованиями и разработкой новых лекарственных препаратов.

Зачастую в реальности те или иные позиции занимают люди с разным уровнем подготовки и разных профессий. Так, врачи порой занимаются продажами, а маркетологи, которые не имеют специальных фармацевтических знаний, - рекламой препаратов и т. д. Одной из причин такого положения дел является дефицит кадров из-за расширения рынка лекарств. На сегодняшний день количество аптек заметно увеличилось и продолжает увеличиваться. Провизоров и фармацевтов не хватает. Работодатели пересматривают требования к персоналу с точки зрения его компетентности [19]. Знания, умения и навыки теперь рассматриваются в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества при производстве продукции и предоставлении услуг. Повысились требования к коммуникативной сфере, потому что работа в аптеке требует постоянного общения, умения выходить из конфликтных ситуаций. От фармацевтов требуются выдержка, самоконтроль, умение убеждать, эмоциональная устойчивость.

Исходя из всего вышесказанного, логично вытекает вопрос о подготовке кадров. Специалистов для фармацевтической отрасли готовят в специализированных химико­фармацевтических институтах, а также в медицинских вузах и училищах, колледжах. Основной объем профессиональной подготовки занимают химико-биологические знания, достаточно подробно изучаются также медицинские дисциплины. Однако на предмет «Психология» отводится всего около 50 ч. Учитывая требования сегодняшнего дня, этого крайне не достаточно. Специалисты фармацевтических специальностей зачастую сталкиваются с большими трудностями, связанными с коммуникацией, проведением переговоров, общением с пациентами, и потому испытывают настоятельную потребность в изучении психологии общения, в выработке навыков эффективного общения с помощью психологических тренингов. Опросы, проводимые на кафедрах фармации ГИДУВ, только подтверждают данный факт.

Государственный образовательный стандарт по специальности «провизор» написан в 2000 г. Для специалистов со средним образованием Государственный образовательный стандарт по специальности «фармацевт» создан в 2004 г. [3] Сложившаяся ситуация требует активных действий. Рядом ученых было предложено различать подготовку специалистов в фармацевтическом образовании с учетом профессионально-должностных требований, «с учетом опыта реформ в фармацевтическом образовании в странах ЕС:

■   кадры для фармацевтических организаций (аптеки и фармацевтические склады);

■   кадры для медицинских организаций (клинические фармакологи);

■   кадры для производителей и разработчиков лекарственных средств» [9, с. 6].

На наш взгляд, такое разделение представляется целесообразным. Оно предполагает включение в образовательные программы специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку разных специалистов. При этом особое внимание следует обратить на психологическую подготовку, необходимую тем категориям фармацевтических специальностей, профессиограмма которых содержит вопросы коммуникативного плана, направленные на общение с пациентами, покупателями, коллегами. Причем, как показывает опыт, вопросы психологии должны быть включены также в образовательные программы учреждений дополнительного профессионального образования.

Таким образом, проблема подготовки фармацевтических кадров должна быть решена объединением усилий профессиологов и представителей образовательных структур. Профессиологам необходимо разрабатывать новые профессиограммы фармацевтических специальностей. Профессиограммы разных специализаций в фармацевтике должны стать научной основой для составления новых образовательных стандартов и образовательных программ. Особое внимание при этом следует уделять вопросам психологии, формированию у специалистов коммуникативных навыков и личной ответственности.

Литература

  1. Акмеологический словарь / Общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004. 161 c.
  2. Горбунова В.М., Кирилюк Е.В. 333 современные профессии и специальности. 111 информационных профессиограмм. Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2009. 443 c.
  3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0405 Фармация (повышенный уровень среднего профессионального образования). М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.
  4. Исследование ВЦИОМ: Рейтинг престижных и доходных профессий среди россиян в 2012 году [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/10/01/5014 (дата обращения: 23.08.2013).
  5. История развития фармацевтики в странах западной Европы до XX века [Электронный ресурс]: http://medpharmconnect.com/Education_and_career/Articles/3340.htm (дата обращения: 28.08.2013).
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 c.
  7. Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов. Специальный проект ВОЗ по фармации в ННГ совместно с Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики. Всемирная Организация Здравоохранения. Копенгаген, Дания, май 2001 г. [Электронный ресурс]// URL: http://www.provisor.com.ua/archive/2002/N17/art_03.php (дата обращения: 02.09.2013).
  8. О дополнительном профессиональном образовании по направлению «Промышленная фармация» в Российской Федерации / Береговых В.В. [и др.] // Фармацевтическая промышленность. 2012. № 12. С. 80–83.
  9. О тенденциях современного фармацевтического профессионального образования / Юдина Л.Ю. [и др.] // Медицинское образование и вузовская наука. 2013. № 3 (1). С. 61–67.
  10. Перспективные профессии за рубежом [Электронный ресурс]// URL: http://www.prorobotu.net.ua/publications_articles-full.php?view=1317 (дата обращения: 10.09.2013).
  11. Профессия «Фармацевт» [Электронный ресурс]// URL: http://www.shkolniky.ru/pharmaceutist (дата обращения: 12.09.2014).
  12.  Профессия фармацевт [Электронный ресурс]// URL: http://rabota.ua/info/employer/post/2009/07/31/rabota_farmacevt.aspx (дата обращения: 08.09.2013).
  13. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы: 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 390 с.
  14. Самые востребованные профессии в России [Электронный ресурс] // URL: http://womanadvice.ru/samye-vostrebovannye-professii-v-rossii (дата обращения: 27.08.2013).
  15. Софинский Н.А. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]// URL: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/post_62.html (дата обращения: 14.08.2013).
  16. Фармация [Электронный ресурс] // URL: http://www.ucheba.ru/vuz/spec/101 (дата обращения: 16.08.2013).
  17. Честные профессии [Электронный ресурс] // URL: http://www.vz.ru/society/2006/12/18/61389.html (дата обращения: 17.08.2013).
  18. FIP Global Pharmacy Workforce reports 2012 [Электронный ресурс] // URL: https://www.fip.org/static/fipeducation/2012/FIP-Workforce-Report-2012/?page=hr2012#/2 (дата обращения:10.09.2013).
  19. Professional Competencies for Canadian Pharmacists at Entry to Practice Second Revision. March. 2007 [Электронный ресурс] // URL: http://www.napra.org/Content_Files/Files/Entry_to_Practice_Competencies_March2007_final_new_layout_2009.pdf (дата обращения: 11.09.2013).
  20. Professional Practice Standards. Version 4. 2010. Publisher: Pharmaceutical Society of Australia [Электронный ресурс] // URL: http://www.psa.org.au/download/standards/professional-practice-standards-v4.pdf (дата обращения: 11.09.2013).
  21. Vijay Kumar Sharma. Pharmacy Profession: Its Impact and Penetration into Society [Электронный ресурс] // URL: http://www.pharmainfo.net/reviews/pharmacy-profession-its-impact-penetration-society. Submitted by Anonymous on Sat (дата обращения: 12.09.2013)

Информация об авторах

Старостенкова Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Медицинской педагогики и философии, ГБОУ ДПО Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России, Москва, Россия, e-mail: tstarostenkova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2296
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1379
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1