Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания

1566

Аннотация

Статья посвящена социально-эмоциональному развитию детей. В ней высказана и частично подтверждена гипотеза о том, что у детей, рожденных в результате применения репродуктивных технологий, надежный тип привязанности встречается реже, чем у детей, родившихся естественным путем. Такая картина может складываться из-за особенностей поведения ЭКО-матерей. В проведенном автором исследовании приняли участие 11 детей в возрасте от 5 лет до 6 лет 11 месяцев, появившихся на свет в результате ЭКО, и 10 детей контрольной группы, зачатых естественным путем, а также их матери. Для сбора анамнестических данных применялись: анкетирование родителей с помощью «Опросника детско-родительского эмоционального взаимодействия» и методики «Анализ семейного воспитания», проективные рисуночные методики «Рисунок гнезда» и «Рисуночный диалог», направленные на выявление качества привязанности ребенка к матери и взаимодействия в диаде, а также методика на определение типа привязанности Н. Каплан.

Общая информация

Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие детей, привязанность ребенка к матери, детско-родительские взаимоотношения, экстракорпоральное оплодотворение, стили воспитания, проективные рисуночные методики

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060225

Для цитаты: Дуева А.А. Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 293–305. DOI: 10.17759/psyedu.2014060225

Фрагмент статьи

В данной статье мы акцентируем внимание  на особенностях эмоционально-личностной сферы развития ребенка, рожденного в результате применения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Для отечественной психологии тема психоэмоционального развития детей, появившихся на свет с помощью данного метода, является новой и практически не изученной.

Литература

  1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / Отв. ред. Л.В. Пименова. Пермь: ПГПИ, 1993. С. 14–18.
  2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. 2005. № 4. C. 5–44.
  4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лебедева Н.Н., Лидерс А.Г.: 2-е изд., расширенное. М.: МПСИ, 2007. 480 c.
  5. Гусарова А.А. Диагностика привязанности дошкольников и младших школьников к матери на основе проективных методик и особенностей детско-родительских взаимоотношений [Электронный ресурс] // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. 1 электронный оптический диск (DVD-ROM)             М.: МАКС Пресс, 2011. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1456/24115_9140.pdf (дата обращения: 27.02.2014).
  6. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. 1996. № 6. C. 96–104.
  7. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность // Психолог в детском саду. 2002. № 1. С. 23–31.
  8. Ланцбург М.Е., Соловьева Е.В. Сравнительное исследование материнского отношения к детям раннего возраста, зачатым при помощи ЭКО и спонтанно // У истоков развития: Сборник тезисов участников Четвертой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Под ред. Л. Ф. Обуховой, И. Котляр (Корепановой), А. Сахаровой. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. C. 40–43.
  9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
  10. Colpin H., Demyttenaere K., Vandemeulebroecke L. New reproductive technology and the family: The parent–child relationship following in vitro fertilization // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. № 36. P. 1429–1441.
  11. Colpin H., Soenen S. Parenting and psychosocial development of IVF children: a follow-up study // Hum Reprod. 2002. № 17(4). P. 1116-1123.
  12. Gibson F.L., Ungerer J.A., McMahon C.A. et al.  The Mother–Child Relationship Following In Vitro Fertilisation (IVF): Infant Attachment, Responsivity, and Maternal Sensitivity // J. Child Psychol. Psychiat. 2000. Vol. 41. № 8. P. 1015–1023.
  13. Golombok S., Brewaeys A., Cook R. et al. The European study of assisted reproduction families: family functioning and child development // Hum. Reprod. 1996. № 11(10). P. 2324–2331.
  14. Hvidtjørn D., Jacobsson B. Cerebral palsy, autism spectrum disorders, and developmental delay in children born after assisted conception: A systematic review and meta-analysis // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2009. № 163(1). P. 72–83.
  15. Levy-Shiff R., Vakil E., Dimitrovsky L. et al. Medical, cognitive, emotional, and behavioral outcomes in school-age children conceived by in-vitro fertilization // J. Clin. Child. Psychol. 1998. № 27(3). P. 320–329.
  16. Sheller S. Understanding Insecure Attachment: A Study Using Children's Bird Nest Imagery // Journal of the American Art Therapy Association. 2007. № 24(3). P. 119–127.
  17. Van Balen F. Children born following in vitro fertilization // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. 1999. № 2. P. 31–44.

Информация об авторах

Дуева Анастасия Александровна, аспирант кафедры психологии развития факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: a_gusarova@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3411
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1566
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8