Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Разработка и апробация метода диагностики особенностей развития субъекта общения (ОРСО) 791

Лиознова Е.В., кандидат психологических наук, педагог-психолог, ОУ № 457, Санкт-Петербург, Россия, toana@yandex.ru

Аннотация

Цель статьи – ознакомление с разработкой методики «Особенности развития субъекта общения» (ОРСО). Это новый психодиагностический инструмент для оценки коммуникативных свойств личности – ее характеристики как субъекта общения. Представлены теоретические основания подхода к личности как субъекту общения, предложена структура такого субъекта, включающая два уровня свойств: родовые и видовые. К последним относятся: ответственность в общении, безусловное принятие себя, отношение к партнеру как к безусловной ценности. Методика содержит пять шкал и измеряет степень выраженности этих свойств, а также интегральный уровень успешности общения. Достоверность ответов контролируется шкалой адекватности самооценки. Описаны коммуникативные стили, выявляемые по соотношению видовых свойств. Тест предназначен для мужчин и женщин старше 12 лет и позволяет прогнозировать успешность коммуникации с разными партнерами в различных ситуациях и особенности коммуникативного поведения, взглядов, переживаний респондента. Представлены удовлетворительные показатели критериев качества теста: надежности, валидности и репрезентативности методики ОРСО. Приведены примеры ее применения в научных и прикладных целях и перспективы дальнейшей работы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Во многих сферах практической жизни в современном мире все большее значение приобретает умение личности успешно взаимодействовать с другими людьми [16]. Это важно для решения целого ряда прикладных задач. Например, поддержание здоровья человека предполагает сохранение, в том числе, его психического благополучия [10], которое нарушается при конфликтах и дискомфорте во взаимодействии с окружающими.

Литература
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. 162 с.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  3. Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности [Электронный ресурс]. 2012 г. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-4413.html (дата обращения: 01.11.2013).
  4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: «Питер», 2001. 544 с.
  5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 288 с.
  6.  Лиознова Е.В. К понятию субъект общения // Вестник СПбГУ. 2006. Сер. 6. № 4. С. 192–198.     
  7. Лиознова Е.В. Методические рекомендации к тесту «Особенности развития субъекта общения» (ОРСО). СПб: ЦНПР ММК-интернейшнл, 2014. 25 с. (в печати).
  8. Лиознова Е.В. Образовательный консалтинг в повышении квалификации // Материалы межрегиональной научно-методической конференции «От декларативного знания к практике. Дидактические основы проведения тренингов и консалтингов» / Под ред. Н.К. Горшуновой. Курск: КГМУ, 2013. С. 62–67.
  9. Лиознова Е.В. Развитие коммуникативной культуры: знания через установки // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 56–59.
  10. Лиознова Е.В. Системный подход к сохранению психического здоровья детей в ОУ // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде». ХI Мнухинские чтения / Под ред. Д.Ю. Шигашова др. Спб.: СПбГПМА, 2013. С. 259–263.
  11. Лиознова Е.В. Структура субъекта общения в свете идей Б.Г. Ананьева о субъекте // Вестник СпбГУ. 2008. Сер. 12. Вып.1. С. 39–45.
  12. Лиознова Е.В. Успешность общения // Вестник СПбГУ. 2006. Сер. 6. № 1. С. 101–106.
  13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.
  14. Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум. М.: Аспект Пресс, 2008. 238 с.
  15. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образования. PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/2/index.phtml (дата обращения: 15.01.2014).
  16. Рыбалко Е.Ф. Психологическая структура субъекта общения [Электронный ресурс] // psyhodic.ru. 2010. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3266 (дата обращения: 12.01.2014).
  17. Субъект общения // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когнито-Центр, 2011. 312 с.
  18.  Шмелев А.Г. Репрезентативность психометрического теста [Электронный ресурс] // Фонд знаний «Ломоносов». Энциклопедия, 2010. URL: http://www.epistemeana.ru/enc/ru/encyclopedia:0129560 (дата обращения: 29.10.2013).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика