Формирование способности выявлять причины девиантного поведения подростков у студентов педагогического вуза

725

Аннотация

Целью представленного в статье исследования явились разработка и апробация специальных упражнений для формирования у студентов педагогического вуза умений грамотно определять причины девиантного поведения подростков на занятиях по психологии. В исследовании приняли участие 23 студента II курса Московского педагогического государственного университета. Методологической основой занятий со студентами выступили результаты исследований, выполненных в русле концепции постановки психологического диагноза А.Ф. Ануфриева. Центральное место в предлагаемых упражнениях уделяется выдвижению диагностических гипотез, поскольку в проведенных ранее исследованиях отмечалось, что этот этап диагностического поиска представляет для учителей наибольшую трудность. Эффективность разработанных упражнений оценивалась по качеству решения студентами задач на определение причин девиантного поведения учащихся средних классов. По результатам исследования сделан вывод о том, что предложенные студентам педагогического вуза упражнения повышают качество решения задач и позволяют значительно уменьшить число ошибок, свойственных деятельности учителей по определению причин нарушения поведения школьников.

Общая информация

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, причины девиантного поведения, психологическая подготовка учителя

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060302

Для цитаты: Бусарова О.Р. Формирование способности выявлять причины девиантного поведения подростков у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 11–17. DOI: 10.17759/psyedu.2014060302

Фрагмент статьи

В профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков школе отведена значительная роль. Являясь наряду с семьей основным институтом социализации подрастающего поколения, школа может и должна сформировать просоциальную направленность личности учащихся, активизировать их познавательную мотивацию, обучить навыкам успешного общения со сверстниками и взрослыми. Если школа не справляется с решением этих задач, то возникает риск различных форм девиантного поведения детей и подростков. Особый пик нарушений социализации, результатом которых является отклоняющееся поведение, приходится на подростковый возраст.

Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. 688с.
  2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: Ось-89, 2006. 192 с.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред.-издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 236 с.
  4. Вахрушев С.В. Психодиагностика учителем трудностей в обучении младших школьников: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 161 с.
  5. Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с младшими школьниками: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 20 с.
  6. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата обращения: 20.05.2014).
  7. Пучкова Е.Б. Особенности решения психодиагностических задач учителями с различным уровнем коммуникативной компетентности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 21 с.
  8. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml (дата обращения: 23.05.2014).

Информация об авторах

Бусарова Ольга Ренатовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1455-6280, e-mail: olga-bus0@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1995
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 725
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2