Образовательный процесс как фактор формирования правосознания

850

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление показателей формирования правосознания у старшеклассников (X и XI классы) трех школ города Москвы (123 респондента 1996–1999 года рождения: 56 лиц мужского пола, 67 лиц женского пола, двое не указали свой пол). Изучался вопрос степени влияния учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации на формирование правосознания по каждому из показателей. Анализ полученных данных позволил сформулировать гипотезу о показателях правосознания, на формирование которых наибольшее влияние оказывает образовательный процесс (отдельно описана выявленная не статичная взаимосвязь юридических знаний и неправомерного поведения). Отмечены направления формирования правосознания, на которые образовательный процесс оказывает наибольшее влияние, и направления, на формирование которых он оказывает минимальное влияние. Данная работа, помимо научно-исследовательской, имеет также и важную практическую перспективу – она определяет актуальные направления работы образовательных организаций по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: правосознание, общее образование, образовательный процесс, правомерное поведение

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060307

Для цитаты: Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 61–69. DOI: 10.17759/psyedu.2014060307

Фрагмент статьи

В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8] отмечается, что правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд) (пункт 11), указано, что одним из факторов, влияющих на формирование позитивного типа правосознания, является высокий уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания (пункт 12), а в качестве одной из мер государственной политики в сфере образования и воспитания подрастающего поколения названо развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий (подпункт 2 пункта 18).

Литература

  1. Будыкин С.В., Жигачев А.С. Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68299.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  2. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 22–25.
  3. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39933.shtml (дата обращения: 09.04.2014).
  4. Домнина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 7–10.
  5. Егоров И.А. Юридическая психология и федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46578.shtml (дата обращения: 09.04.2014).
  6. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2012. С. 202 – 204.
  7. Милехин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 122–128.
  8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011, 14 июля.
  9. Примерное положение о специальной подготовке при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения (для подготовки специалистов для социальной сферы)» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. № 1. С. 43–47.
  10. Теслицкий И.В. Практические занятия и формирование правосознания студента-юриста // Общество и право. 2009. № 4. С. 281–285.
  11. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 02.04.2014)// Российская газета. 1999, 30 июня.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014)// Российская газета. 2012, 21 декабря.
  13. Яковлев М.В. Образование как составляющая процесса формирования правосознания военнослужащих внутренних войск // Военно-юридический журнал. 2014. № 1. С. 2–4.

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Сафуанов Фарит Суфиянович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-7956, e-mail: safuanovf@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2859
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 850
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1