Особенности представлений родителей о правовой социализации детей

1036

Аннотация

Недостаточная изученность влияния родительских стратегий воспитания на становление правосознания детей и подростков в дестабилизирующих социальных условиях современного общества обусловливает актуальность проведенной авторами работы. В исследовании приняли участие 64 человека (39 женщин и 25 мужчин) в возрасте от 24 до 48 лет, имеющих несовершеннолетних детей, из них 30 человек с гармоничным стилем родительского воспитания и 34 человека – с дисгармоничным стилем. Использовались опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методика изучения уровня правосознания Дж. Тапп и Ф. Левина, а также специально разработанные авторские анкеты, направленные на изучение когнитивного (знания родителей о правовой социализации) и поведенческого (беседы на темы права, подкрепление и наказание правильных и неправильных действий, контроль за исполнением, личный пример) компонентов правовой социализации. Получены новые эмпирические данные о связи особенностей правовой социализации детей с детско-родительскими отношениями, уточнена роль отдельных типов родительского отношения в формировании правовой социализации детей, выявлены факторы родительского отношения, затрудняющие и облегчающие процесс правовой социализации детей.

Общая информация

Ключевые слова: правосознание, правовая социализация, стиль родительского воспитания, семья, институты и агенты социализации, безопасность, наказание, преступник, преступление, жертва

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060311

Для цитаты: Калашникова А.С., Шалунова А.Д. Особенности представлений родителей о правовой социализации детей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 104–113. DOI: 10.17759/psyedu.2014060311

Фрагмент статьи

Правовую социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей правовой культуры окружающей среды [2]. Процесс правового становления личности происходит посредством правового воспитания, а также предметно-практической деятельности самого индивида [7]. Традиционными институтами правовой социализации являются семья, образовательные учреждения, средства массовой коммуникации, правоохранительные органы, суд, пенитенциарные учреждения, культура в целом [2]. Разные институты оказывают влияние на разных этапах жизни человека. В период ранней социализации, наиболее существенного этапа, важнейшую роль в развитии ребенка, его сознания, мышления, восприятия, речи безусловно играют родители, причем формирование личности ребенка проходит зачастую на бессознательном или подсознательном уровне. Инстинкт подражания помогает усваивать те образцы правомерного или противоправного поведения, которые демонстрируют значимые взрослые. Стремление к одобрению родителей является в раннем возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности [8].

Литература

  1. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. 88 с.
  2. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учеб. пособие: 2-е изд. М.: НОУ ВПО Моск. психолого-социальный ин-т, 2009. 512 с.
  3. Заячковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балт. федер. ун-та им. И. Канта. 2010. № 9.  С. 15–27.
  4. Куклина Е.А. Правовая психология. Дефекты правовой социализации [Электронный ресурс] // Сообщество социальных педагогов: сайт. –URL: http://schools.pp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=162&Itemid=23 (дата обращения: 26.03.2013).
  5. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь. 2008. № 10. С. 29–31.
  6. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России / Арутюнян М., Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. М.: Весь Мир, 2008. 208 c.
  7. Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе: Дис. … д-ра социол. наук. Ростов-н/Д, 2006. 433 c.
  8. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право, 2007. № 1. С. 85–96.
  9. Томазова О.Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Дис. … канд. юр. наук. Ростов-н/Д, 2003. 190 c.
  10.  Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. СПб.: Питер, 1996. 63 c.
  11.  Campis L.K., Prentice’Dunn S., Lyman R.D. Coping appraisal and parents`s intentions to inform their children about sexual abuse: a protection motivation theory analysis // Journal of Social and Clinical Psychology. 1989. Vol. 8. P. 304–316.

Информация об авторах

Калашникова Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3139-5511

Шалунова Анна Дмитриевна, студентка кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: Aniuta.Shalunova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2341
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1036
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5