Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19765 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности представлений родителей о правовой социализации детей 1424

Калашникова А.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, kaspsy@mail.ru
Шалунова А.Д., студентка кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Aniuta.Shalunova@yandex.ru

Аннотация

Недостаточная изученность влияния родительских стратегий воспитания на становление правосознания детей и подростков в дестабилизирующих социальных условиях современного общества обусловливает актуальность проведенной авторами работы. В исследовании приняли участие 64 человека (39 женщин и 25 мужчин) в возрасте от 24 до 48 лет, имеющих несовершеннолетних детей, из них 30 человек с гармоничным стилем родительского воспитания и 34 человека – с дисгармоничным стилем. Использовались опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методика изучения уровня правосознания Дж. Тапп и Ф. Левина, а также специально разработанные авторские анкеты, направленные на изучение когнитивного (знания родителей о правовой социализации) и поведенческого (беседы на темы права, подкрепление и наказание правильных и неправильных действий, контроль за исполнением, личный пример) компонентов правовой социализации. Получены новые эмпирические данные о связи особенностей правовой социализации детей с детско-родительскими отношениями, уточнена роль отдельных типов родительского отношения в формировании правовой социализации детей, выявлены факторы родительского отношения, затрудняющие и облегчающие процесс правовой социализации детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Правовую социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей правовой культуры окружающей среды [2]. Процесс правового становления личности происходит посредством правового воспитания, а также предметно-практической деятельности самого индивида [7]. Традиционными институтами правовой социализации являются семья, образовательные учреждения, средства массовой коммуникации, правоохранительные органы, суд, пенитенциарные учреждения, культура в целом [2]. Разные институты оказывают влияние на разных этапах жизни человека. В период ранней социализации, наиболее существенного этапа, важнейшую роль в развитии ребенка, его сознания, мышления, восприятия, речи безусловно играют родители, причем формирование личности ребенка проходит зачастую на бессознательном или подсознательном уровне. Инстинкт подражания помогает усваивать те образцы правомерного или противоправного поведения, которые демонстрируют значимые взрослые. Стремление к одобрению родителей является в раннем возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности [8].

Литература
  1. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. 88 с.
  2. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учеб. пособие: 2-е изд. М.: НОУ ВПО Моск. психолого-социальный ин-т, 2009. 512 с.
  3. Заячковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балт. федер. ун-та им. И. Канта. 2010. № 9.  С. 15–27.
  4. Куклина Е.А. Правовая психология. Дефекты правовой социализации [Электронный ресурс] // Сообщество социальных педагогов: сайт. –URL: http://schools.pp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=162&Itemid=23 (дата обращения: 26.03.2013).
  5. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь. 2008. № 10. С. 29–31.
  6. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России / Арутюнян М., Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. М.: Весь Мир, 2008. 208 c.
  7. Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе: Дис. … д-ра социол. наук. Ростов-н/Д, 2006. 433 c.
  8. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право, 2007. № 1. С. 85–96.
  9. Томазова О.Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Дис. … канд. юр. наук. Ростов-н/Д, 2003. 190 c.
  10.  Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. СПб.: Питер, 1996. 63 c.
  11.  Campis L.K., Prentice’Dunn S., Lyman R.D. Coping appraisal and parents`s intentions to inform their children about sexual abuse: a protection motivation theory analysis // Journal of Social and Clinical Psychology. 1989. Vol. 8. P. 304–316.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика