Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности 1967

Светлова А.А., аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, a.svetlova@ymail.com

Аннотация

Излагаются результаты теоретического анализа психологических оснований успешности спортсменов. Приводится обзор исследований, посвященных определению факторов, оказывающих влияние на успешность деятельности в спорте. Спортивная деятельность рассматривается как совместная деятельность спортсмена и тренера, на успешность которой влияют личностные качества и особенности взаимоотношений ее участников. Обобщаются основные подходы к изучению личностных и социально-психологических аспектов успешности спортсменов и тренеров. В качестве основных факторов успешности спортивной деятельности рассматриваются индивидуально-психологические характеристики спортсменов (мотивы, установки, способы поведения и реагирования) и социально-психологические особенности взаимодействия тренера и спортсмена (стиль руководства, характер межличностных отношений и ролевых ожиданий). Подчеркивается значимость взаимных ролевых ожиданий спортсмена и тренера для достижения высоких результатов спортивной деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На современном этапе развития спортивной психологии одной из актуальных проблем является изучение факторов, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.

Успешность в различных видах деятельности рассматривалась в работах Ю.М. Орлова, С.В. Ковалева, А.Г. Харчева, С.И. Голода, В.Д. Шадрикова, Х. Хекхаузена (Heckhausen) и других исследователей. Как правило, феномен успешности изучается в контексте адаптации личности в процессе индивидуальной и совместной деятельности. В характеристике успешности деятельности понятия «успех» и «успешность» различаются. «Успех» рассматривается как личностно значимое достижение и характеризуется наличием эффективных способов деятельности в процессе достижения цели. «Успешность» определяется как социально оцениваемое достижение [9].

Литература
  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития: 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 288с.
  3. Беляева А.В., Короткое В.Л., Тарабрина Н.В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192–206.
  4. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13–15 лет: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1991. 23 с.
  5. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
  6. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Тарту, 1974. 45 с.
  7. Кон И.С. Социология личности. М.: Изд-во политической литературы, 1967. 383 с.
  8. Кретти Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. 222 с.
  9. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт,1997. 176 с.
  10.  Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература, 1999. 320 с.
  11.  Полуэктова Н.М., Тихонов Б.Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1985. С. 273–285.
  12.  Психология спорта высших достижений: Учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 1979.144 с.
  13.  Рогалева Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1999. 20 с.
  14.  Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1987.112 с.
  15. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Сост. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
  16.  Стамбулова М.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. 367 с.
  17.  Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.
  18.  Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: Автореф. дис. …канд. психол. наук. СПб., 1998. 21 с.
  19.  Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 3. С. 33–46.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика