Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз у подростков в норме и при шизофрении

2210

Аннотация

Описывается исследование с участием 72 психически здоровых подростков (13–17 лет), 24 юношей (15±1,4 лет), 48 девушек (15±1,4 лет), и 8 подростков (13–18 лет), 6 юношей (15±1,9 лет) и 2 девушек (16±2,1 лет), перенесших ранее приступ шизофрении (F 20, МКБ-10) и находившихся на момент обследования в состоянии ремиссии. Проверялась гипотеза о различии уровня развития модели психического в разных группах подростков. Исследование проводилось с помощью теста «Чтение психического состояния другого по взгляду» и «Теста социального интеллекта Гилфорда–Салливена». Выяснилось, что психически здоровые подростки лучше выстраивают модель психического другого человека, чем подростки, больные шизофренией (U=102, p≤0,05). В группе психически здоровых девушек обнаружена статистически достоверная взаимосвязь между пониманием модели психического по взгляду и социальным интеллектом (r=0,6; р=0,01). Использованный тест оказался репрезентативным инструментом для исследования модели психического в разных группах подростков.

Общая информация

Ключевые слова: модель психического, тест «Чтение психического состояния другого по взгляду», подростковый возраст, шизофрения, социальный интеллект

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060320

Для цитаты: Румянцева Е.Е., Самарина Т.Н. Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз у подростков в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 197–207. DOI: 10.17759/psyedu.2014060320

Фрагмент статьи

Современных исследователей привлекает проблема становления и развития модели психического (theory of mind). Обладающий моделью психического субъект имеет представление о своем ментальном мире и ментальном мире других. Он способен воспринимать как свои собственные переживания, чувства, намерения, знания, так и переживания других людей. Процесс формирования модели психического начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь [3; 15].

Литература

  1. Алфимова М.В. Наследственные факторы в нарушениях познавательных процессов при шизофрении: Автореферат дис. … д-ра психол. наук. М., 2006. 46 c.
  2. Барабанщиков В.А., Майнина И.Н. Оценка «глубинных» индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица // Экспериментальная психология. 2010. № 4. C. 50–71.
  3. Гуськова А.В. Роль «модели психического» при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 26–35.
  4. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. C. 39–42.
  5. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 460 с.
  6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
  7. Колесникова Н.И. Развитие модели психического в период юности и зрелости: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 29 с.
  8. Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихологический синдром шизофренического дефекта // Психиатрия. 2009. № 2. С. 7–15.
  9. Курек Н.С. Психологическое исследование когнитивного аспекта эмоциональных процессов у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 1988. № 7. С. 109–113.
  10. Левикова Е.В. Социальная компетентность подростков, больных шизофренией: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 32 с.
  11. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1996. 56 с.
  12. Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1991. 18 c.
  13. Румянцева Е.Е. Особенности применения теста «Чтение психического состояния по взгляду» («Reading the mind in the eyes») // Научные материалы V съезда Российского психологического общества (Москва, 14–18 февраля 2012 года).Под чей ред ? В скольких томах? Год издания? Место издания? Издательство? Этих сведений у данного сборника конференции нет Т. III. С. 222.
  14. Рычкова О.В., Сильчук Е.П. Нарушение социального интеллекта у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. № 2. С. 5–15.
  15. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенез человека. М.: ИП РАН, 2009. 415 с.
  16. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 174 с.
  17.  Экман П. Психология эмоций: я знаю что ты чувствуешь: 2-е изд. М.: Питер, 2010. 333 с.
  18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  19. Anselmetti S., Bechi M., Bosia M., Quarticelli C., Ermoli E., Smeraldi E., Cavallaro R. «Theory» of mind impairment in patients affected by schizophrenia and in their parents // Schizophrenia Research. 2009. Vol. 115. P. 278–85. doi: 10.1016/j.schres.2009.09.018
  20. Baron-Cohen S. The essential difference Male and Female brains and the truth about autism. New York: Basic Books, 2004. 272 p.
  21. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Hil J. at al. The «Reading the Mind in the Eyes» Test Revised Version: A study with normal adults, and adults with asperger syndrome or high-functioning autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2001. Vol. 42. P. 241–251.

Информация об авторах

Румянцева Е.Е., кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, отдел медицинской психологии, ФГБНУ Научный центр психического здоровья, Москва, Россия, e-mail: rumyantsewa@gmail.com

Самарина Татьяна Николаевна, секретарь, ООО «ВИРЕЙ-КАПИТАЛЬНЫЙ», Москва, Россия, e-mail: tatyana_nikolaevna.s@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2685
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2210
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7