Особенности социальной дистанции и толерантности учащихся ССУЗов, реализующих программу инклюзивного образования

974

Аннотация

В исследовании, направленном на оценку изменения уровня толерантности здоровых студентов к студентам с ОВЗ, рассматривается изменение социальной дистанции у лиц с ОВЗ и здоровых студентов в ССУЗе, реализующем программу инклюзивного образования. В первичном анкетировании приняли участие 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития; в повторном – 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития. Основой исследования явились измерения социальной дистанции посредством анкет, разработанных С.Б. Федоровым под руководством Л.М. Шипициной в Институте специальной педагогики и психологии (2000). Выявлены специфические особенности формирования толерантности у студентов без патологии развития к лицам с ОВЗ. Характерно дифференцированное отношение студентов к лицам с различной патологией развития, а также разнонаправленная динамика в отношении к социальным взаимодействиям в различных формах здоровых студентов и студентов с ОВЗ. В совместном обучении здоровых студентов и лиц с ОВЗ, обращает на себя внимание тенденция к более осознанному пониманию особенностей социального взаимодействия с лицами с ОВЗ у здоровых студентов.

Общая информация

Ключевые слова: толерантность, инклюзивное образование, социальная дистанция, социальное взаимодействие, ОВЗ

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060325

Для цитаты: Гладилина Л.С. Особенности социальной дистанции и толерантности учащихся ССУЗов, реализующих программу инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 264–276. DOI: 10.17759/psyedu.2014060325

Полный текст


В последние годы, в связи с изменением государственной политики в сфере образования в пользу процессов инклюзии, установилась положительная динамика в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общую образовательную среду. Изменения отношения к людям с особыми нуждами связано как со степенью информированности общества об их проблемах, так и с развитием новейших технологий в сфере распространения информации и социальных отношений, позволяющих наиболее полно раскрывать интеллектуальный, физический и личностный потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это привело к определенным изменениям отношения общества и государства к данной категории лиц: все более широко они представлены в сфере трудовых и социальных отношений, что происходит благодаря более дифференцированному подходу к профориентации людей с различными патологиями развития и возможностью их более полной трудовой адаптации с помощью технических средств реабилитации [7].

На сегодняшний день в образовании детей с особыми образовательными потребностями происходят неизбежные изменения:

•                 уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции;

•                 в качестве приоритетного направления развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования [1].

Все это касается и высшего профессионального образования. Отметим, что интенсификация образовательного процесса, его активные трансформации приводят к вычерпыванию резервов организма, снижению психофизического потенциала и, как следствие, трудностям в преодолении разного рода рисков, усилению виктимности. Условия, способствующие виктимизации студента с ОВЗ еще остаются, в современных образовательных структурах вследствие дефицитарности механизма социогенеза, нарушений психологической безопасности образовательной среды и нарушений духовного и физического здоровья студентов в силу ее специфики, проблем барьерной среды. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются студенты с ОВЗ. Специфическую личностную виктимность в условиях ограниченных возможностей здоровья характеризуют деформация и дисгармония социальных отношений, сниженная психологическая устойчивость, неадекватность самопознания и восприятия реальности, фиксированные негативные установки, инфантилизм, нарушенная резистентность по отношению к стрессу [6].

В связи с вышеизложенным, актуальной становится задача проектирования оптимальной среды - жизненного пространства, обеспечивающего повышение чувства собственной ценности и уверенности в себе у лиц с ОВЗ. Здесь необходимо учитывать установки и способы поведения «нормальных» людей по отношению к людям с ОВЗ. В анализе отдельных исследований по этой тематике (Qoerkes, 1980) [6] был сделан вывод, что установки «нормальных» людей по отношению к людям с ОВЗ колеблются от ярко выраженных позитивных до в целом негативных. В этих исследованиях выявляется очень стабильная «иерархия популярности» различных видов недостаточности. Те группы людей с инвалидностью, которые больше всех других соответствуют социальным нормам «полноценных» (например, люди с повреждениями межпозвоночного диска, астматики), ранжируются наиболее высоко; люди с нарушениями, которые, по мнению большинства, не могут следовать нормативным требованиям, такие как психически больные или умственно неполноценные, занимают самое низкое место [9].

Педагогическими условиями профессиональной подготовки студентов в условиях инклюзивного образования (воспитателей коррекционных школ, социальных работников) являются:

•                 целостный подход в построении педагогического процесса в ССУЗе, направленного на развитие новообразования личности будущего специалиста инклюзивного образования;

•                 интеграция теоретических и практических аспектов подготовки в контексте решения профессиональных задач с учетом специфики профессиональной деятельности по созданию условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих личностное включение каждого студента в учебно-профессиональную, квазипрофессиональную и реальную профессиональную деятельность с преобладанием активных методов;

•                 организация целостного, поэтапного процесса профессиональной подготовки, предусматривающего своевременную диагностику и коррекцию процесса формирования готовности к профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования на всех этапах профессиональной подготовки [5].

Другой аспект обсуждаемой темы - проблема толерантности, которая рассматривается в философии и философской антропологии, культурологии, социологии. В частности, в трудах В.А. Лекторского, В. М. Золотухина, Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко Г.У. Солдатова, Л.В. Скворцова, А. В. Перцева, В.П. Бабинцева, О.В. Свинцовой, М. Уолцера, Е. Ямбурга и др. Ее психолого-педагогические аспекты представлены в трудах А. Г. Асмолова, Г.В. Безюлевой, Г.М. Шеламовой, О.Г. Шаврина, В.С. Чернявской, В.А. Паниной, О.А. Беньковой, П.В. Степанова, Е.А. Пугачева, А.В. Коржуева, Н.Ю. Кудзиева, Н.О. Липатова, А.А. Погодина, М.Л. Мончинская и др.

Закономерности формирования качеств личности в процессе межличностных взаимоотношений исследуются в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Бондаревской, Т.Г. Григорьевой, В.А. Кан-Калика, Ю.Н. Петриева, З.В. Смирновой, М.И. Станкина, и др. Аспекты взаимодействия и взаимовлияния субъектов общения в формировании толерантности рассматриваются в исследованиях О.И. Даниленко, И.А. Ильяевой, Я.Л. Коломинского, А.В. Мудрика, А.М. Щербаковой и др. [2].

Толерантное отношение к лицам с ОВЗ - это всегда выбор самого здорового человека, личное дело каждого индивидуума. Тем не менее, за содержанием понятия «выбор» стоит принципиально новая и важная реальность. Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся профессионального самоопределения, профессиональной ориентации. Этот феномен пронизывает все формы жизнедеятельности человека. Именно он позволяет соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения-потребности личности [3].

Проведенное нами исследование направлено на оценку изменения уровня толерантности здоровых студентов к студентам с ограниченными возможностями здоровья. В нем рассматривается изменение социальной дистанции1 у лиц с ОВЗ и здоровых студентов в среднем специальном учебном заведении, реализующем программу инклюзивного образования.

Основой пилотажного исследования явились измерения социальной дистанции как одного из проявлений толерантности у студентов колледжа посредством анкет, разработанных С.Б. Федоровым под руководством Л.М. Шипициной в Институте специальной педагогики и психологии (2000), адаптированных лабораторией социально- психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ СПК МГППУ к условиям обучения в средних специальных учебных заведениях, реализующих программу инклюзивного образования. Для проведения детального исследования изменения социальной дистанции студентов с ОВЗ были использованы «Методика диагностики коммуникативной установки» и «Методика определения степени выраженности эмпатийных способностей» (В.В. Бойко), «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса для студентов без патологии развития; «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» (К. Томас), «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд), «Методика «Q-сортировка»» (В. Стефансон).

Вопросы анкет составлены с учетом следующих основных требований:

-      однозначность формулировок и смысла вопросов;

-      отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения;

-      ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не более пяти);

-      сбалансированность шкал оценок;

-      исключение непосильных требований к памяти опрашиваемого [7].

Анкетирование проводилось в октябре-декабре 2011 и 2012 года.

В первичном анкетировании приняли участие 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития; в повторном - 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития.

Анкетирование охватывало студентов 1-4 курсов.

Оценка распределения полученных данных производилась по критериям ассиметрии и эксцесса. Для определения значимости полученных данных динамического исследования групп использовался критерий Т-Вилкоксона.

По результатам анкетирования были получены следующие данные:

-      в ходе обучения у студентов наметилась тенденция снижения количества респондентов, указывающих на неосведомленность об уровне освещения проблем родителей детей-инвалидов, что указывает на развитие навыков поиска данной информации в средствах массовой информации у студентов в процессе обучения. В тоже время увеличилось количество респондентов, указывающих на нехватку сведений о проблемах взрослых инвалидов в средствах массовойинформации (рис. 1);

-         востребованность источников информации, освещающих проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, претерпела следующие изменения: повысилось значение телевидения как источника информации о лицах с ОВЗ, газет, снизилось значение популярной литературы и своих вариантов получения данной информации, что является показателем значимости средств массовой информации при определении студентами своей будущей профессиональной позиции (рис. 2);

-      осведомленность студентов о существовании законов, ограниченными возможностями здоровья, в целом увеличилась, число неопределившихся с ответом респондентов снизилось, что говорит о повышении правовой грамотности студентов в процессе обучения (рис. 3);

  •    снизилось число респондентов отрицательно относящихся к детям с ограниченными возможностями здоровья, к лицам с нарушениями зрения, к лицам с нарушениями слуха, к лицам с психическими нарушениями, что свидетельствует о повышении уровня толерантности у студентов к лицам с данными нарушениями (рис. 4);      

снизилось число респондентов, отмечающих доброжелательность как положительную черту личности лиц с ОВЗ, при этом увеличилось число респондентов, отмечающих другие положительные черты личности лицмс ОВЗ, что говорит о более внимательном и критичном отношении к личностным особенностям студентов с ОВЗ со стороны здоровых студентов исамих лиц с ОВЗ (рис. 5);

    в отношении респондентов к формам обучения лиц с ОВЗ выявляется тенденция к увеличению числа респондентов, считающих наиболее приемлемой формой обучения для лиц с ОВЗ обучение в школе индивидуального обучения, снижению случаев выбора обучения на дому как лучшей формы обучения для лиц с ОВЗ (рис. 6);

-    отношение к социальным взаимодействиям в различных формах с лицами с ОВЗ претерпело следующие изменения: повысилось положительное и отрицательное отношение к соседству по дому; снизилось положительное и повысилось отрицательное отношение к соседству по квартире; повысилось отрицательное и снизилось равнодушное отношение к родству с лицами с ОВЗ; увеличился разброс положительных оценок на нахождение лиц с ОВЗ в роли подчиненных на работе, отрицательных оценок на нахождение лиц с ОВЗ в роли врача и отрицательных оценок на нахождение лиц с ОВЗ в роли учителя ребенка; повысилось положительное отношение к нахождению лиц с ОВЗ в роли начальника и представителя власти; повысилось отрицательное отношение и снизилось равнодушное отношение к нахождению лиц с ОВЗ в роли психолога/психотерапевта; повысилось положительное и отрицательное отношение к детям с ОВЗ как к одноклассникам ребенка, при этом равнодушное отношение снизилось (рис. 7);

-    увеличилось число респондентов высказывающихся за сохранение льгот для лиц с ОВЗ при поступлении в ВУЗы и техникумы; при поступлении на работу при этом снизилось количество высказываний против этого вида льгот; снизилось количество высказываний против льгот в транспорте; количество высказываний респондентов за сохранение льгот при лечении увеличилось, против - снизилось; количество высказываний респондентов за сохранение пенсий по инвалидности увеличилось, также сократилось и количество высказываний против этого вида льгот, что говорит о неоднозначном взгляде респондентов на существующую систему мер социальнойподдержкилиц с ОВЗ (Рис. 8);

 

-    мнение о необходимости существования специальной программы трудоустройства для лиц с ОВЗ претерпело следующие изменения: увеличился разброс высказываний за существование данной программы, выросло количество респондентов отрицающих необходимость существование подобной программы, в тоже время снизилось количество респондентов неопределившихся с ответом на этот вопрос, что говорит о неоднозначности позицийреспондентов относительно вопроса трудоустройства лиц с ОВЗ (рис. 9).


Таким образом, можно сделать вывод о том, что в совместном обучении здоровых студентов и лиц с ограниченными возможностями, у первых обнаруживается тенденция к более осознанному пониманию особенностей социального взаимодействия со вторыми. Толерантность проявляется в поведенческих аспектах отношения здоровых студентов по отношению к студентам с ОВЗ и наоборот: тенденции к совместному проведению режимных моментов в колледже, снижение социальной дистанции при межличностном взаимодействии и др. В тоже время выявлены новые специфические особенности формирования толерантности у студентов без патологии развития к лицам с ОВЗ. Выявлены особенности изменения социальной дистанции у лиц с ОВЗ и здоровых студентов в среднем специальном учебном заведении, реализующем программу инклюзивного образования. Характерно дифференцированное отношение студентов к лицам с различной патологией развития, а также разнонаправленная динамика в отношении к социальным взаимодействиям в различных формах здоровых студентов и студентов с ОВЗ. Динамический характер исследования указывает на стабильность сделанных выводов.

 

1 Дистанция социальная [лат. distantia — расстояние] — восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия [4].

Литература

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» Инклюзивное образование в России. URL: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing (дата обращения 11.12.13)
  2. Демчук А. В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2012.
  3. Живицкая А.И. Равные среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т ; редкол. С.В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. С. 11–13.
  4. Российская социологическая энциклопедия / под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В. М.: Инфра-М Норма, 1998.
  5. Пушкина Т.В., Сидловская О.П., Шельшакова Н.Н. Развитие профессиональной компетентности бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» в условиях социального партнерства // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №1. С.109–113.
  6. Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/(Дата обращения 14.12.13)
  7. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. М.: Владос, 2004.
  8. Щербакова А.М. Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол. С.В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. С. 44–45.
  9. Цубер Й., Вейс Й, Кох У. Психологические аспекты реабилитации // Клиническая психология / Под ред. Майнрада Перре, Урса Бауманна. СПб.: Питер, 2006. С. 611–636.

Информация об авторах

Гладилина Лариса Сергеевна, педагог-психолог, Социально-педагогического колледжа МГППУ, Москва, Россия, e-mail: Gls10@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2091
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 974
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2