Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования

2189

Аннотация

В настоящее время остается не достаточно изученным вопрос о способах создания и поддержания психологической безопасности образовательной среды школы. Между темустановлено ее положительное влияние на психологическое здоровье обучающихся, их эмоционально-личностное благополучие, формирование их метапредметных и личностных образовательных результатов. В статье описывается исследование, целью которого было изучить и проверить эмпирическим путем особенности управленческой деятельности в образовательной организации по созданию психологически безопасной образовательной среды. Изучались личностные особенности руководителя образовательной организации с помощью методики «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методики исследования самооценки стиля управления А.В. Аграшенкова, модифицированной Е.П. Ильиным, и методики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН). Предложены механизмы, позволяющие решить проблему создания комфортной и безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды, образовательная организация общего образования, управление образовательной организацией, личность в подростковом возрасте

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060326

Для цитаты: Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 276–285. DOI: 10.17759/psyedu.2014060326

Фрагмент статьи

Приоритетными задачами государственной политики в сфере образования являются сохранение здоровья, развитие и воспитание подрастающего поколения. Известно, что развитие личности происходит в средовых отношениях – «особенности, свойственные среде, так или иначе, отражаются в психологических особенностях конкретных личностей» [1, с. 17]. Общественная среда содержит в себе «идеальные формы, направляющие реальное развитие личности» [4, с.490]. Однако необходимо помнить, что негативные условия среды могут ограничивать развитие личности и приводить к отклонениям в ее развитии.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 3. Т. 2. С. 16 – 25.
  2. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.  2012. № 3. URL: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).
  3. Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 1.  С. 20–39.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: МГППУ, 2001. 366 с.

Информация об авторах

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Поликаркина Е.И., менеджер, Москва, Россия, e-mail: polikarkina_ekaterina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3027
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2189
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 15