Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов 1419

Леонова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии социально-экономического факультета, Обнинского института атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Россия, e.v.leonova@mail.ru
Шатова С.С., методист, Муниципальное бюджетное учреждение «Учебно-методический центр», Россия, ss-shatova@yandex.ru
Щербакова Е.В., педагог-психолог, Муниципального бюджетного учреждения «Учебно-методический центр», Россия, eka242@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается проблема адаптации/дезадаптации обучающихся в новой образовательной среде в контексте требований новых ФГОС. Представлен новый подход к решению проблемы, основанный на дифференциации причин и показателей дезадаптации обучающихся. Проверяется гипотеза о значимости для успешности адаптации в новой образовательной среде компонентов личностной компетентности обучающихся: индивидуально-психологического, мотивационно-ценностного, деятельностного и коммуникативного.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема адаптации/дезадаптации обучающихся всех возрастов для отечественной и зарубежной психологической науки не является новой, но сегодня она приобрела новое содержание в силу существенного изменения социальной ситуации развития детей всех возрастов вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, «глубинных изменений современного Детства» (Д.И. Фельдштейн, [16 ]), появления нового «цифрового поколения» школьников (А.Г. Асмолов, [1]), а также  вследствие введения новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС).

Литература
  1. Асмолов А.Г. Закон «Об образовании» в сетевом столетии: от образования для всех – к образованию для каждого [Электронный ресурс] // Образовательная политика.  2012.  № 1 (57). URL: http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2014/02/Asmolov-No.1.2012.pdf  (дата обращения 01.10.2014).
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  3. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. 16 с.
  4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
  5. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89–95.
  6. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924. 290 с.
  7. Леонова Е.В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки// Начальная школа плюс До и После. 2012. № 4. С. 8–13.
  8. Леонова Е.В. Проблема социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях непрерывного образования // Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек – Образование – Профессия», 6–8 июля 2009  г./Под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 190–194.
  9. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников в совместной творческой деятельности // Начальная школа. 2011. № 7. С. 91–96.
  10. Леонова Е.В., Сергеева С.С. Адаптация первоклассников к обучению в школе средствами развития творческих способностей               //Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2 / Отв. ред. Л.А. Цветкова.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.  С. 237–239.
  11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  12. Макарова О.С. Индивидуально-психологические особенности личности студентов, рожденных путем кесарева сечения // Современная психология. От теории к практике. Материалы XV международной конференции «Ломоносов – 2008». Секция «Психология» (Москва, 9-10 апреля 2008 г.)/ Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С. 71–72.
  13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
  14. Семаго Н.Я. Как миновать кризис первой четверти // Школьный психолог. 2006. № 9. С. 33–35.
  15. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М.: Генезис, 2007. 191 с.
  16. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования //Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3–12.
  17. Dr. Michou at al. Enriching the hierarchical model of achievement motivation: autonomous and controlling reasons underlying achievement goals/ Dr. Michou, Dr. Vansteenkiste, Dr. Mouratidis, Dr. Lens [Электронный ресурс] // British Journal of Educational Psychology. 2014. URL: http://www.sciencedaily.com/releases/2014/09/140921223559.htm DOI: 10.1111/bjep.12055 (дата обращения 01.10.2014).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика