Распознавание эмоционального содержания музыки в зависимости от особенностей музыкального материала и опыта слушателей 1170
Князева Т.С., кандидат психологических наук, Старший научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, tknyazeva@inbox.ru Торопова А.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, allatoropova@list.ru
Изучалось действие факторов, влияющих на распознавание эмоционального содержания музыки. Проверялась гипотеза о влиянии валентности музыки, этностиля
и слушательского опыта на успешность распознавания музыки. В эмпирическом исследовании приняли участие 26 российских музыкантов (средний возраст 25,7 лет). Для изучения музыкального восприятия использовался биполярный семантический дифференциал. Показано, что на распознавание эмоционального содержания музыки влияет валентность музыкального материала и не влияет этностиль музыки. Было обнаружено, что слушатели старших курсов более успешно распознают эмоциональный контекст музыки.
При исследовании когнитивных аспектов музыкального восприятия одной из
наиболее актуальных является проблема распознавания (идентификации) музыкальных
эмоций. Способность слышать музыку как определенное эмоциональное сообщение
относят и к коммуникативным аспектам взаимодействия человека с миром культуры.
Эта способность образует фундамент в структуре музыкальной одаренности.
Способность идентифицировать эмоционально окрашенную информацию лежит в основе
всех моделей эмоционального интеллекта.
Литература
Князева Т.С. Влияние знака валентности музыки на успешность
распознавания музыкально-эмоционального контекста // Психология творчества:
Тезисы докладов Всероссийской научной конференции (27–29 сентября 2010 г.,
Пермь) / Науч. ред. Л.Я. Дорфман, Д.В.Ушаков. Пермь: Пермский гос. ин-т
искусства и культуры; М.: Институт психологии РАН, 2010. C. 258–259.
Князева Т.С. Влияние личностных особенностей и профессиональной
компетентности на восприятие музыки // Материалы Х Международных чтений памяти
Л.С. Выготского «Камень, который презрели строители. Культурно-историческая
теория и социальные практики», 17–20 ноября 2009 г. М.: Российский
государственный гуманитарный университет, , 2009. С. 156–157.
Торопова А.В., Князева Т.С. Объективные и субъективные факторы
распознавания эмоционального содержания музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО
«Музыкальное искусство и образование». 2013. № 2. С. 43–49.
Argstatter H., Wilker F.-W., Mohn C. Perception of six basic
emotions in music// Psychology of Music. 2011. Vol. 39. Issue 4. P.
503–517.
Bazanova O.M., Mernaya E.M. Alpha-activity fluctuations in various
hormonal states and associated with them musical performance proved differently
in the opposite individual alpha peak frequency groups // Revista Espanola de
Neuropsicologia. Proceedings of the 2nd meeting for Society for Applied
Neuroscience (SAN). Seville. 2008. № 10 (1). P. 100 – 101.
Dellacherie D. at al. The effect of musical experience on emotional
self-reports and psychophysiological responses to dissonance/ Dellacherie D.,
Hugueville R.L., Peretz I., Samson S. // Psychophysiology. 2010. № 48(3). P.
337–349. doi: 10.1111/j.1469-8986.2010.01075.x.
Esposito A., Riviello M.T., Bourbakis N. Cultural specific effects
on the recognition of basic emotions: A study on Italian subjects // USAB.
2009. Vol. 5889. P. 135–148.
Fornari J., Eerola T. The pursuit of happiness in music: retrieving
valence with contextual music descriptors // Computer Music Modeling and
Retrieval Genesis of Mearning in Sound and Music. 2009. Vol. 5493. P.
119–133.
Fritz T. at al. Universal recognition of tree basic emotions in
music/ Fritz T., Jentschke S., Gosselin T., Sammler D., Peretz I., Turner R. //
Current Biology: CB. 2009. Vol. 19. Issue 7. P. 573–576.
Fucci D. at al. The effect for preference for three
differenttypesof music on magnitude estimation – scaling behavior in young
adults/ Fucci D., Petrosino L., Banks M., Zaums K. // Discourse Processes.
1996. Vol. 13. P. 339–337.
Gordon R.L., Magne C.L., Large E.W. EEG correlates of song
prosody: A new look at the relationship between linguistic and musical rhythm
// Frontiers in Psychology. 2011. № 2. P. 352. doi:
10.3389/fpsyg.2011.00352.
Huron D. Sweet Anticipation: Music and the Psychology of
Expectation. Reviewed by Marcus T. Pearce and Daniel M¨ullensiefen. Centre for
Cognition, Computation and Culture, Goldsmiths, University of London.
Cambridge, MA: MIT Press, 2006. 462 p.
Juslin P.N., Timmers R. Expression and communication of
emotion in music performance // Handbook of music and emotion: Theory,
research, applications / P.N. Juslin, J.A. Sloboda (Eds.). N. Y.: Oxford
University Press, 2010. P. 453–489.
Klineberg О. Еmotional expression in Chinese literature //
Journal of Abnormal and Social Psychology. 1938. Vol. 33(4); Oct. Р. 517–520.
doi: 10.1037/h0057105.
Koelsch S., Fritz T., Schlaug G. Amygdala activity can be modulated
by unexpected chord functions during music listening // NeuroReport. 2008. № 19
(18). P. 1815–1819. doi: 10.1097/WNR.0b013e32831a8722.
Laroi F., Fonteneau B., Mourad H., Raballo A. Basic emotion
recognition and psychopathology in schizophrenia // Journal of Nervous and
Mental Disease. 2010. Vol. 198 (1). P. 79–81. doi:
10.1097/NMD.0b013e3181c84cb0.
Menon V., Levitin D.J. The rewards of music listening:
response and physiological connectivity of the mesolimbic system // NeuroImage.
2005. № 28 (1). P. 175–184.
Mikutta Ch. at al. Emotions, Arousal, and Frontal Alpha Rhythm
Asymmetry During Beethoven’s 5th Symphony/ Mikutta Ch., Altorfer A., Strik W.,
Koenig T. // Brain Topography. 2012. № 25. P. 423–430. doi:
10.1007/s10548-012-0227-0.
Moghimi S., Kushiki A., Guerguerian A.M., Chau T. Characterizing
emotional response to music in the prefrontal cortex using near infrared
spectroscopy // Neuroscience Letters. 2012. № 525 (1). P. 7–11. doi:
10.1016/j.neulet.2012.07.009.
Monaghan P., Metcalfe N.B., Ruxton G.D. A psevdo-savant: A
case of exceptional musical splinter skills // Nature. 1998. Vol. 394 (6692).
P. 434.
Patel A.D. Language, music, syntax and the brain // Nature
Neuroscience. 2003. № 6 (7) P. 674–681.
Perlovsky L. at al. Mozart effect, cognitive dissonance, and the
pleasure of music/ Perlovsky L., Cabanac A., Bonniot-Cabanac M.-C., Cabanac M.
// Behavioural Brain Research. 2013. № 244. P. 9–14.
doi.org/10.1016/j.bbr.2013.01.036.
Punkanen M., Eerola T., Erkkilä J. Biased emotional recognition in
depression: perception of emotions in music by depressed patients // Journal of
Affective Disorders. 2011. Vol. 130 (1-2). P. 118–126.
Rosner B. Cross-cutural investigation of the perception of emotion
in music: psychophysical and cultural cues // Music Perception. 1999. Vol. 17
(1). P. 101–114.
Sauter D.A. at al. Cross-cultural recognition of basic emotions
through nonverbal emotional vocalizations/ Sauter D.A., Eisner F., Ekman P.,
Scott S.K. // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United
States of America. 2010. Vol. 107 (6). Р. 2408–2412.
Zemtsovsky I.I. Ethnic Hearing in the Sociocultural Margins:
Identifying Homo Musicians Polyethnic Audiens // Garment and Core: Jews and
their Musical Experiences. Ramat Gan, 2012. P. 13–30.