Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрастах 1088

Молчанов С.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, s-molch2001@mail.ru
Маркина О.С., кандидат психологических наук, психолог, ФГАО «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России, Москва, Россия, olga.s.mark@gmail.com

Аннотация

Современные концепции морального развития позволяют выделить два основных принципа, лежащих в основе моральной ориентации: принцип заботы и принцип справедливости. Подростковый и юношеский возрасты являются сензитивным периодом развития моральной ориентации.В проведенном авторами исследовании моральной ориентации приняли участие 139 человек, представляющие три возрастные группы: младший подростковый, старший подростковый и юношеский возрасты. Полученные результаты позволяют выделить определенную возрастную динамику предпочтений моральных суждений, особенностей решения моральных дилемм при разных уровнях мотивации одобрения и мотивации достижения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Когнитивный подход предлагает четыре критерия, которые необходимо учитывать при построении периодизации морального развития: 1) выделение качественно различных стадий мышления; 2) инвариантность порядка стадий (культурный фактор может ускорить или замедлить развитие, но не может изменить последовательность стадий); 3) структурная целостность стадии, которая выражается в том, что один принцип мышления распространяется на все проблемные ситуации; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы и интегрированы, чем низшие стадии, причем возникновение высших стадий приводит к реинтеграции низших [10].Концепция

Ж. Пиаже– Л. Кольберга получила широкое признание и, несмотря на критику ряда положений, по-прежнему остается теоретической основой разработки и внедрения программ морального воспитания и образования. Эти идеи, в частности, реализованы вработах Д.Кребса, Э.Туриеля, Э.Хиггинс и ряда других авторов [8; 11; 13]. Однако, по нашему мнению, серьезным недостатком этого подхода является фактическое игнорирование мотивационной составляющей морального поведения [1; 2].
Литература
  1. Молчанов С.В. Морально-ценностная ориентация как функция социальной ситуации развития // Культурно-историческая-психология. 2007.№ 1. С.73–79.
  2. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С.16–25.
  3. Флейвелл Дж.Генетическая психология Жана Пиаже. М.:Просвещение, 1967.623 с.
  4. DuskaR., Whelan M. Moral Development: A Guide to J. Piaget and L. Kohlberg. N. Y.: PaulistPress, 1975.541 p.
  5. Eisenberg N.Altruistic Emotion, Cognition, and Behavior. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1986.320 p.
  6. Gilligan C. In a different voice: women’s conceptions of self and morality // Harvard Educational Review. 1977. Vol. 47. P. 481–517.
  7. Gilligan C.In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Mass.: HarvardUniversityPress,1982. 216 p.
  8. Higgins E.T., Power C., KohlbergL.The relationship of moral atmosphere to judgments of responsibility //Morality, Moral Behavior and Moral Development / Eds.by W.M. Kurtines, J.L.Gewirtz. P.; N.Y.: Wiley. 1984. P. 74–106.
  9. Juujarvi S. The Ethics of Care and Its Development.Helsinki: University ofHelsinki,2003.183 p.
  10. Kohlberg L.Essays on Moral Development.Vol. 2: The Psychology of Moral Development / Eds.by L.Kolhberg.San-Francisco: HarperandRow, 1984.580 p.
  11. Кrebs D.L., Van Hesteren F. The development of altruism: towards the integrative model//Developmental Review. 1994. Vol.14.P.103–158.
  12. Rest J.R. Moral Development: Advances in Research and Theory. N. Y.: Praeger, 1986.241p.
  13. Turiel E.The Development of Social Knowledgement: Morality and Convention.UK:CambridgeUniversityPress,1983.350p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика