Проблемы понимания текстовой и символьной информации при обучении математике

906

Аннотация

Поставлена проблема понимания текстовых и символьных сообщений учащимися. Рассмотрена трактовка понятия «понимание»в философии и психологии. Подробно представлен психолингвистический аспект понятия. Предложена общая классификация проблем восприятия языка учащимися при обучении математике. Выделены две обширные категории проблем понимания языкового высказывания (проблемное восприятие непосредственно языковых кодов и некорректное восприятие контекста). Вводится понятие «обратимые конструкции», рассматриваются различныетипы обратимых конструкций языка, встречающиеся в учебном материале по математике.

Общая информация

Ключевые слова: понимание, восприятие языка, декодирование высказывания, обратимые конструкции, обучение математике

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070108

Для цитаты: Брагина О.И. Проблемы понимания текстовой и символьной информации при обучении математике [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 80–88. DOI: 10.17759/psyedu.2015070108

Фрагмент статьи

Язык является системой передачи информации, с помощью которой человек поддерживает связь с социумом, приобретает  свои знания и обменивается ими с другими, выражает свои мысли и эмоции. В процессе любого обучения, в том числе и математике,  устная и письменная речь являются главным средством передачи информации учащимся. Обучение неизбежно затрагивает работу с информациейи распознавание языковых кодов: это восприятие речи учителя, понимание текстов учебного материала, работа с учебником и т.д. Соответственно, возникает задача по устранению препятствий, связанных с восприятием языка с целью повышения эффективности процесса обучения.

Литература

  1. Белянин В.П.  Психолингвистика. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с.
  2. ГадамерГ.-Г.Актуальностьпрекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
  3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: ДИК, 1999. 311 c.
  4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958.  378с.
  5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении.М.:Институт психологии РАН, 1998. 232 с.
  6. Кравцова Н.А.Катасонова А.В.Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного  возраста [Электронный ресурс]//  Психологическая наука и образование  PSYEDU.ru  2011. № 2. URL:http://www.psyedu.ru/authors/a2093.phtml(дата обращения: 12.06.2014).
  7. ЛурияА.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с.
  8. Статников А.И. и др.Особенности понимания логико-грамматических конструкций при различных формах афазии / Статников А.И., Драгой О.В., Бергельсон М.Б., Искра Е.В., Маннова Е.М., Скворцов А.А.// Тезисы конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования»,16 июня 2011 г./ Под ред. Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман.М.:БукиВеди, 2001. С. 238-242.
  9. Хайдеггер М.Путь к языку. М.: Республика, 1993. 447с.
  10. Шлейермахер Ф.Герменевтика. СПб.: Европейский Дом, 2004.  242 с.
  11. Ясперс К. Общая психопатология. M.: Практика, 1997. 1056с.

Информация об авторах

Брагина Ольга Игоревна, магистрант, кафедры методики обучения математике и информатике, факультета математики, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: olgabragina1989@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2190
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 906
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2