Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние факторов доступности и позитивности социальной категории на межгрупповое восприятие 1133

Тарасов К.О., аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dr-bmx@mail.ru
Хухлаев О.Е., кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, huhlaevoe@mgppu.ru

Аннотация

В основе статьи – теория социальной идентичности Г. Тэджфела, Дж. Тернера и факторы, составляющие социальную идентичность, которые описаны в работах О.А. Гулевич. Исследуется влияние факторов доступности и позитивной эмоциональной окраски на этническую категоризацию. Изучается возможность при помощи стимулирующего материала повысить вероятность активации этнической категоризации у московских школьников. В частности – возможность повлиять на социальную категоризацию школьников с помощью предоставления им печатного материала, который содержит доступную эмоциональную окраску, способствующую выбору этнической категории как основной в методике «Четвертый лишний».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В социальной психологии особое место занимает изучение отождествления индивида с определенной социальной группой и его позиции по отношению к представителям других социальных групп в ситуации межгруппового взаимодействия. При помощи механизмов социальной идентичности индивид отождествляет себя со своей группой и отличает представителей аутгрупп. Оценив принадлежность человека к какой-либо определенной группе, индивид выстраивает стратегию взаимодействия с этим человеком, часто приписывая ему определенный набор черт и качеств, которые, по мнению индивида, свойственны группе в целом [6].    В результате осуществляется процесс социальной категоризации.

Литература
  1. Гулевич О.А. Межгрупповая дифференциация: условия возникновения и последствия // Социальная психология: актуальные проблемы исследований: Сб. науч. трудов/ Под ред. Е.П. Белинской, Т.П. Емельяновой. М.: Фонд Л.С. Выготского, 2007. С. 97–142.
  2. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 432 с.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 344 с.
  4. Степанова Г.С. Особенности этнической идентичности русских: проблемы и перспективы исследования // Социальная психология и общество.  2012.  № 4  C. 41–52.
  5. Abrams  D., Hogg M.A. Comments on the motivational status of self-esteem in social identity and intergroup discrimination // European Journal of  Social Psychology. 1988. Vol. 18. P. 317–334.
  6. Tarrant M., Dazeley S., Cottom T.  Social categorization and empathy for outgroup members // British Journal of  Social Psychology. 2009. Vol. 48. P. 427–446.
  7. Turner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group // Social Identity and Intergroup Relations / H. Tajfel (Ed.). Cambridge, UK: Cambridge University Press and Paris: Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 1982. Р. 15–40.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика