Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития

2525

Аннотация

Представлены результаты исследования мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особых социальных ситуациях развития. Предполагалось, что в особой дефицитарной социальной ситуации развития под влиянием негативного социального контекста затруднено формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Выявлены значимые различия в уровне развития мотивационной готовности к профессиональному самоопределению учащихся школы для детей с девиантным поведением, воспитанников интерната для детей-сирот и учащихся общеобразовательной школы.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, мотивационная готовность к профессиональному самоопределению, социальная ситуация развития, особая социальная ситуация развития

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070115

Для цитаты: Арон И.С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 154–164. DOI: 10.17759/psyedu.2015070115

Фрагмент статьи

Изучение профессионального самоопределения личности как психологического феномена позволяет наряду с многочисленными факторами его успешности обозначить в качестве основной детерминанты  психологическую готовность личности к осуществлению данного процесса. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению позволяет  человеку занимать активно-действенную позицию в осуществлении данной деятельности, не только следовать за сложившимися жизненными обстоятельствами, но и преобразовывать эти обстоятельства, влиять на свою социальную ситуацию развития, быть субъектом своего профессионального пути и жизни в целом.

Анализ научных работ, посвященных проблеме психологической готовности к профессиональному самоопределению, свидетельствует о том, что среди различных аспектов изучения данной проблемы авторы особое внимание уделяют исследованию структуры психологической готовности к профессиональному самоопределению, выявлению системы психологических компонентов, определяющих ее содержание  [5; 6; 8; 9; 10; 11]. 

Литература

  1. Арон И.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением в особой социальной ситуации развития//Психология обучения. 2013. № 10. С. 121–129.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4 Детская психология. М.: Педагогика,1984. 432 с.
  3. Дозорцева Е.Г., Федонкина А.А. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 18.11.2013).
  4. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 19.11.2013).
  5. Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала//Мир психологии.  2005. № 1. С. 141–147.
  6. Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 20 с.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.  М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
  8. Павлова А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда //Мир психологии. 2005. № 1. С. 170–176.
  9. Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 196 с.
  10. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения//Педагогика.  2005.  № 1.  С. 19–26.
  11.  Шибанкова С.В. Психологические условия профессионально-личностного самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 24 с.
  12.  Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 18.11.2013).

Информация об авторах

Арон Ирина Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры истории и психологии факультета социальных технологий, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия, e-mail: Irinast62@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2953
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2525
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3