Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов

742

Аннотация

Анализируются продукты художественно-графической и вербальной деятельности, объективные показатели актуализации образа мира у студентов разных специальностей и курсов Киевского национального университета культуры и искусств на основе выделения доминирующих дихотомных признаков, критериев взаимосвязанных составляющих образа мира (физическая, когнитивная, психосоматическая, эмоциональная и социальная). Количественно сопоставлена представленность обозначенных характеристик во всех рисунках (группа 1  1438 студентов) и в выделенной группе рисунков студентов, доминирующим каналом вербальной репрезентации образа мира которых является перцептивный (группа 2  145 студентов). Выявлены показатели полифункциональности перцептивной репрезентации, категории композиции в отображении различных компонентов образа мира: органичность, целостность и согласованность формы, пропорциональность и пластичность, структурированность. Замечено, что перцептивный образ мира как эталонный образ отображается в виде композиционной целостности, корректирует все другие образы, сказывается на особенностях их проявлений в изобразительной деятельности, имеет личностный смысл, характеризующий отношение индивида к миру.

Общая информация

Ключевые слова: образ мира, перцепция, перцептивные составляющие, полифункциональность

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070207

Для цитаты: Костюченко Е.В. Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 72–82. DOI: 10.17759/psyedu.2015070207

Полный текст

 

Исследование взаимообусловленности сознания и деятельности и общих закономерностей преобразования предметного содержания психики в различные формы индивидуального опыта нашли отражение в ряде современных концепций. Особенности воплощения внутрипсихической реальности субъекта во внешнем предметном мире изучали Е.М. Басин, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, Е.Б. Моргунов, В.С. Собкин и др. В то же время анализ научных источников показывает, что недостаточно разработанным остается вопрос о влиянии образа мира субъекта (концепция А.Н. Леонтьева) на изобразительную деятельность [12].

1. Существование индивидуальных смысловых различий в механизмах создания картины мира как содержательного компонента целостного образа мира субъекта деятельности подтверждается выводами С.Д. Смирнова (1985): «На уровне чувственного отражения познавательная гипотеза формулируется на языке самих чувственных впечатлений, а на уровнях ядерных имеет схематическую или символическую форму. Эти схемы, получая воплощение в модальных ощущениях, и составляют основу образа, чувственно переживаемого» [10, с. 235].

2. Исходя из того, что образ мира, складываемый на протяжении всей жизни индивида, влияет на особенности его отражения в образах предметов, явлений окружающей действительности, представленных в нашем сознании набором таких свойств, как объем, пропорции, перспективы, динамика, форма, вес, цвет, величина и прочее, А.Ю. Артемьева назвала их актуальными координатами объекта. Решающую роль в выборе свойств, представляющих объект для определенного субъекта, имеет встречное взаимодействие актуальных координат объекта и актуальных координат опыта субъекта, который состоит из «образных структур, внутренних проекций мира, сформированных, в частности, в результате взаимодействия субъекта и мира» [2, с. 9].

3.  Основой нашего эмпирического исследования стало исследование перцептивных основ отображения образа мира, т. е. его невербализированное (художественно­графическое) и вербализированное (описание) преобразования. Характерной особенностью изобразительных символов является материальная форма воплощения, которая получается в процессе различных видов изобразительной деятельности, является не только представителем, но и воплощением определенной образной структуры, в основе которой лежат зрительные представления об изображаемом объекте [1]. Исследуя процесс формирования образа на перцептивный основе, можно опираться на такие общие методы изучения образных процессов, как оценка продуктов деятельности, анализ объективных показателей актуализации образа и изучение образа именно в процессе [3] его образования.

4. Эмпирическое исследование проводилось на основе анализа художественно­графической и вербальной продукции 1438 студентов Киевского национального университета культуры и искусств с использованием следующих методов исследования: проективного, тестирования, самонаблюдения, беседы, опроса, анализа продуктов деятельности.

5.  Для студенческого возраста, который приходится на период юности, характерным является, как отмечают современные исследователи (Г.С. Абрамова, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.И. Повьякель, Н.В. Чепелева, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), развитие восприятия как сложного познавательного процесса, опирающегося на опыт, знания, перцептивные действия и интеллектуальный потенциал. Взглядам на мир современного юношества свойственны разнообразные, по-своему аргументированные точки зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни абсолютно ложных и между которыми приходится выбирать. Такая социально­психологическая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительная сторона заключается в том, что отсутствие единого и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек думать и самостоятельно принимать решения. Это способствует становлению зрелой личности с независимыми суждениями, внутренней свободой и личной ответственностью, собственными взглядами, убеждениями и готовой их отстаивать. Негативная сторона проявляется в распределении молодых людей на группы, которые существенно отличаются по уровню социальной и морально-мировоззренческой зрелости, в быстром развитии одних и отставании других. Характерная черта развития личности в юношеском возрасте - выработка, упорядочение, интегрирование системы взглядов на мир, общественную жизнь, его прошлое и будущее, на мораль, науку, искусство, на человека и смысл его жизни.

6. Объясняя природу перестройки смыслов в процессе профессионального обучения, А.Ю. Артемьева вместе с И.Б. Ханиной определили этот процесс как направленную перестройку субъективного опыта, заключающегося не только в трансляции смыслов и профессиональной категоризации объектов, связанных с профессиональными действиями, но и в формировании мировосприятия в целом [2]. Для описания отношения к объектам мира ими был предложен термин «мир профессии», содержащий в себе специфические для каждой профессии акценты восприятия и отражения объектов и ситуаций и проявляющийся через профессиональную семантику, профессиональное отражение ситуаций, профессиональную социальную перцепцию и профессиональные аспекты общения.

7. Основные элементы образа мира профессии активно формируются на начальном этапе профессионального обучения и самоопределения личности. Многочисленные исследования мира профессии свидетельствуют о том, что специфика профессиональной психической деятельности отражается на восприятии и осознании объектов мира, даже если они не являются важными в профессиональном плане. Эти результаты свидетельствуют также о том, что субъективный мир человека, определяя его профессиональную направленность, трансформируется в процессе профессионального обучения и деятельности, приближаясь по смыслу к миру профессии. В этом случае именно семантические характеристики становятся индикаторами принятия мира профессии.

8.    

9.     Результаты исследования и их интерпретация

10.   Анализ данных распределения рисунков студентов построен на основе выделения доминирующих дихотомных признаков, критериев взаимосвязанных составляющих образа мира (физическая, когнитивная, психосоматическая, эмоциональная и социальная). Обратим внимание на такую фундаментальную особенность непосредственно чувственно-перцептивного процесса, как полифункциональность, т. е. возможность отображения одного и того же объекта по-разному в зависимости от условий и задачи восприятия или, в нашем случае, отображения различных компонентов образа мира одинаковыми средствами. Эта особенность затрудняет определенным образом объективный анализ, который в нашей работе осуществляется по субъективной оценке. То есть, проявляя признаки определенного компонента образа мира, мы можем признать их принадлежность к другой составляющей.

11.  Для анализа были отобраны рисунки (всего 435) по каждой теме («Мир»; «Любимый запах», «Персональный профессиональный бренд»; «Взаимодействие в мире») 45 студентов, в вербальных описаниях мира которых преобладают перцептивные основы образа мира [11]. Для выявления перцептивных признаков в вербальной репрезентации образа мира студентам было предложено: написать любимое выражение, фразу или лозунг, который объясняет, как нужно жить (достигать успехов, думать, делать, творить и т. п.) и продолжить предложение: «Мир, в котором я живу - это ...»; «Жить в этом мире означает...»; описать и охарактеризовать запахи и цвета, наиболее позитивно и негативно влияющие. Анализ вербальной студентов продукции, полученной в результате выполнения этих задач (всего 1150 описаний), проводился по критериям наличия и преимущества: перцептивных (зрительных, аудиальных, кинестетических и т. д.) атрибутов (18,3 %), рациональной основы (28,1 %), социальной направленности (36 %), эмоциональной окраски (17,6 %), т. е. высказываний, выражающих действие этих систем.

12.  Материальные свойства реального мира - пространство, движение, время - отображаются в физическом компоненте образа мира. Содержание образов пространства и движения включает в себя географические ориентиры и характер активности студентов. Образ времени формируется как осознание его текучести, внешним проявлением чего является распорядок жизни молодежи; тенденции восприятия студентами - умение планировать рабочий день, неделю, собственное будущее или полная беспомощность и неорганизованность собственной жизни. На рисунках студентов этот компонент проявляется в использовании площади листа. Проанализировав рисунки, мы обнаружили, что большинство из них (63 %) наполнены изображениями. Это может означать, что существенным признаком образа мира является его масштабность и значительное количество предлагаемых возможностей.

13.   Предположим, что образ мира - это образ того, что воспринимается (существует), образ любимого запаха - это ценнейшие потребности и стремления в этом мире (хочу), «Собственный профессиональный бренд» - это восприятие себя глазами других в этом мире (могу). Тогда в сопоставлении рисунков по этим темам можно определить детерминанты «Я в мире». Среди наиболее наполненных рисунков (всего 255) была выявлена наибольшая часть рисунков (38 %) с изображениями образа собственного профессионального бренда, по сравнению с изображениями образа мира (27 %) и любимого запаха (34 %), что указывает на актуальность социального компонента образа мира.

14.    Эмоционально-аффективный компонент образа мира лишен непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера глубоко субъективных состояний, переживаний и предчувствий, а также эмоционально-жизненного отношения к миру. При этом возможно аффективное искажение реального образа мира проекциями ценностно-эмоциональной жизни сознания. Еще Ж.П. Сартр отметил специфическую «магию эмоций», с помощью которой строится иллюзорный мир и иллюзорно решаются проблемы, когда их реальное решение нам не подвластно. Аффективному образу мира свойственно индивидуальное, ассоциативно, яркое окрашивание впечатлений, которое позволяет фиксировать способы контакта со средой, дает возможность адекватно реагировать и вырабатывать оптимальную для себя манеру взаимодействия с миром, влияющую на индивида своими физическими характеристиками. По данным ранжирования наиболее распространенной формой проявления указанного компонента образа мира становится следующая последовательность качеств (среди двух альтернативных) рисунков по всем темам: активность (64 %; этот показатель преобладает в изображениях собственного бренда), светлость и спокойствие (соответственно 54 % и 53 %; преобладают в изображениях любимого запаха), веселье, блеск и мягкость (по 45 % соответственно - в изображениях запаха, бренда и запаха).

15.   Перед тем, как приступить к анализу особенностей проявлений других компонентов образа мира, определим сущность качеств или свойств, которые основываются на особенностях восприятия и называются категориями композиции: органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, пластичность, цвет и сочетание цветов. Основной обобщающей категорией композиции следует считать органичность и целостность внешней формы изображенного образа.

16.  Органичность композиции заключается в естественном подчинении каждой ее составляющей целостности, она связана с симметрией, ось которой всегда композиционно объединяет составные элементы. В совершенной композиции ничего нельзя изменить без того, чтобы не вызвать изменения целого, без разрушения целого. В ней ничего нельзя ни добавить, ни удалить. Совершенство композиции несложного образа сводится к тому, что весь он решен целостно и воспринимается как естественно созданный. В образе, состоящем из нескольких частей, каждая из них несет отражение целого, соотноситься с целым. Согласно информационной теории эмоций П.В. Симонова [9], эмоции возникают как результат несогласованности между имеющимся и необходимым для удовлетворения потребности в информации. Следовательно, при отсутствии желания синтезировать в процессе восприятия того или иного предмета или явления возникает чувство неудовлетворенности. Гармония выступает как определенный тип меры, где качественные противоположности находятся в единстве и целостности [5].

17.   Полученные нами данные свидетельствуют, что такой показатель когнитивной составляющей образа мира, как когнитивная сложность, проявился согласно выделенным нами качествам (по сравнению с полярной по значению в порядке убывания): гармоничность (основные признаки: органичность и целостность формы, пропорциональность, пластичность, симметрия; 58 % изображений), наиболее проявившаяся в изображениях запаха (63 %); упорядоченность (53 %) - проявившаяся одинаково в изображениях мира и запаха (по 55 %); целостность (взаимосвязь всех компонентов рисунка; 51 %) - в изображениях запаха (65 %) по сравнению с брендом (22 %); простота (50 %) - в изображениях запаха (59 %) по сравнению с брендом (27 %); органичность - в изображениях запаха (49 %) по сравнению с изображениями образа мира (32 %); органичность (признаки «неорганичности» рисунка (по И. Шванцару, Л. Шванцару: наклон фигур > 95 градусов или < 85 градусов, двойные линии, прерывистые линии, дрожь, не присоединены линии и т. п.; 45 %) - в изображениях запаха (50 %) по сравнению с изображением мира (32 %).

18. Особенностью юношеского возраста являются сдвиги межполушарной асимметрии в сторону доминирования «левополушарной» стратегии, которая в большой степени зависит от социальных воздействий и содержания обучения, направленного на вербальное усвоение познавательного материала [4; 6; 7]. Для левого полушария свойственен низкий уровень распознавания сложных образов, не подлежащих разложению на простые элементы, с левым полушарием связывается способность к последовательному, поэтапному познанию, имеющему аналитический, а не синтетический характер. Правое полушарие отвечает за готовность к целостному симультанному (одномоментному) охвату многих предметов и явлений. Это обеспечивает восприятие реальности в целом во всей полноте ее сложности. В правополушарном восприятии отдельные элементы реальности, грани образов взаимодействуют друг с другом сразу во многих смысловых плоскостях. При этом важно, что некоторые из этих связей с позиции формальной логики могут быть даже взаимоисключающими. В таком контексте образ (или слово, которое символизирует) приобретает многозначность. Как известно, мозг, функционируя как единое целое, объединяет оба способа отражения мира, поэтому образные и абстрактные компоненты являются взаимодополняющими в познании. Если организация однозначного контекста необходима для взаимопонимания между людьми, анализа и закрепления знаний, то многозначное восприятие вызывает целостное видение и проникновение в сущность внутренних связей между предметами и явлениями.

19.   В трудах М.Е. Сандомирского, Л.С. Белгородского, Д.А. Еникеева и других [см. 8, с. 44­63] доказано, что существует связь между сложившейся функциональной полушарной асимметрией и возрастными особенностями восприятия и мышления, а также особенностями развития индивидуально-типического стиля, включающего, по мнению авторов, как преобладающие перцептивные стратегии, так и стратегии обработки информации.

20. Согласно двум основным принципам восприятия - аналитическому и синтетическому, как производному из аналитического, - репрезентируется образ мира в художественно-графическом изображении. В данном контексте важным для нашего исследования является сопоставление данных по показателю «целостность - детализация композиции» и типом мышления «образный - логический». Так, по результатам экспресс-теста определения ведущего полушария мозга и преимущества одного из типов мышления (И.П. Павлов) было выявлено 48 % обследованных с образным типом, 5 % - со смешанным, 33 % - с логическим. По данным анализа получается преобладание целостных изображений во всех рисунках (51 %) по сравнению с детализированными (44 %). Можно заметить лишь несущественное расхождение в результатах теста и анализа всех изображений. Отметим существенное расхождение данных теста и изображений профессионального персонального бренда (большая часть - 63 % изображений - с преимуществом детализации в изображениях), что может свидетельствовать о проявлениях склонности индивида к осложненной детализации, абстрактному мышлению, комбинированию, психологической нагрузке или к чрезмерному подчеркиванию отдельных детальных разработок всей процедуры вхождения в мир выбранной профессии.

21.   Кроме этого такой показатель, как оригинальность (редкость, уникальность, необычность способа изображения на основе относительной частоты разнообразных изображений вообще) или популярность (изображения встречаются не менее чем в 30 % обследуемых) изображения, проявился соответственно в 37 % рисунков по сравнению с 48 % популярных рисунков и 22 % рисунков, соответствующих изображаемому объекту.

22.    Психосоматическая составляющая образа мира заключается в принятии собственного физического Я, усвоении этнокультурных и гендерных моделей поведения. Для юношей и девушек важным является осознание физической силы, внешней привлекательности, что сказывается на развитии позитивного образа Я. На рисунках это проявилось в изображении собственной персоны в виде буквы «Я», человека или в выделении определенной части изображения. Таких рисунков - 16 %, причем наибольшая их часть (30 %) - это рисунки с изображением собственного профессионального бренда, в то время как рисунков с изображениями мира -16 %, с изображениями запаха - 5 %.

23. Социальный мир юношей и девушек включает в себя родителей, референтных взрослых, сверстников, которые в свою очередь дифференцируются по уровню симпатии или антипатии. На рисунках изображены Другие (17 %), особенно это характерно для изображений мира (26 %) и собственного бренда (25 %). Существенным в формировании образа мира, взаимоотношений личности с миром является такой фактор, как экстраверсия/интроверсия - комплекс коррелирующих между собой черт личности, генетически детерминированных, что, по К. Юнгу (1921), легло в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувств (переживаний), ощущений, интуиции. Близкими к толкованию К. Леонгардом данного термина являются такие термины психологии, как локус контроль (внутренний и внешний), экстернализм/интернализм (Р. Акофф и Ф. Эмери) и др. По данным анализа всех рисунков не выявлено существенное частичное расхождение по этому показателю (по 46 %), однако, заметим, что количество «экстернальных» рисунков преобладает лишь в изображении профессионального бренда (51 %), «интернальных» - в изображениях мира (43 %) и запаха (46 %). Это подтверждает мнение о том, что именно восприятие собственных профессиональных качеств как актуальных зависит от социальной адаптированности, обусловленной гибкостью поведения, инициативностью, импульсивностью, открытостью в чувствах, жизнерадостностью, уверенностью в себе; а получение стимула к профессиональной самореализации зависит от внешнего мира - от действий, людей, мест и вещей.

24.   В интерпретации рисунков важны такие их свойства, как пропорциональность и взаимосвязанность изобразительных элементов. Сформированная система восприятия пространственных пропорций (на рациональном и эмоциональном уровнях) является тем эталоном, с которым согласовывается информация относительно внешнего мира и собственного состояния. При отклонениях констатируется недовольство, неприятие, осознание нарушения равновесия, дискомфорт (отсутствие правильности, справедливости). Пропорциональным (нормальным) размещением изображения на листе считается расположение в середине пространства листа. Таких изображений оказалось наибольшее количество - 306 (70 %), среди которых 39 % - изображения любимого запаха, 32 % - изображения образа мира, 28 % - изображения собственного профессионального бренда. Это указывает на адекватное восприятие себя в мире, собственных потребностей и желаний, профессиональных потенций.

25. Следующим этапом эмпирического исследования был анализ особенностей проявлений разнокомпонентности образа мира во всех рисунках (всего 1915 рисунков). Из них теме «Мир, в котором я живу» посвящены 746 рисунков, теме «Любимый запах» - 433 рисунка, теме «Собственный профессиональный бренд» - 286 рисунков, теме «Взаимодействие с миром» - 450 рисунков.

26. Полученные в нашем исследовании данные позволили распределить рисунки по основным характеристикам проявлений различных компонентов образа мира (рис). Проранжируем данные по частичному преимуществу характеристик в порядке убывания с указанием темы рисунка, где этот признак больше всего проявился: пропорциональность композиционных частей (78 %) - одинаково в изображениях мира и запаха (по 74 %); органичность (66 %) - в изображениях запаха (72 %) по сравнению с профессиональным брендом (27 %); когнитивная сложность (62 %) - в изображениях запаха (66 %); экстернальность (59 %) - в изображениях мира и профессионального бренда (по 73 %); наполненность (55 %) - в изображениях запаха (71 %) по сравнению с образом мира (33 %); композиционная целостность (53 %) - в изображениях запаха (58 %) по сравнению с брендом (27 %) и т. д.

 

27. Заметим, что малейшее расхождение в частичном распределении данных по всем темам наблюдается лишь по такой характеристике, как присутствие собственной персоны, кстати, наименее проявленной в изображениях. Сопоставляя средние значения проявлений всех характеристик по всем темам, можно отметить незначительное преимущество в изображении любимого запаха (50 %) по сравнению с наименьшей долей (34 %) в изображениях взаимодействия с миром.

28.  Сопоставляя особенности проявлений основных характеристик во всех рисунках (группа 1) и в выделенной нами группе рисунков студентов, доминирующим каналом вербальной репрезентации образа мира которых является перцептивный (группа 2), мы обнаружили, что по среднему значению отсутствует существенное различие (на 4 % рисунков больше с проявлениями выделенных нами характеристик сформированности образа мира). В среднем по всем характеристикам в наибольшей степени отличается количество рисунков по показателю «Органичность» (уменьшение на 21 % в рисунках группы 2 по сравнению с результатами группы 1), что свидетельствует о влиятельности канала восприятия и усвоения информации о мире на органичность образа, который изображается в соответствии с более положительной отдачей. Выявлено уменьшение части рисунков в группе 2 по сравнению с группой 1 по следующим показателям: «Экстернальность» - на 13 %; «Когнитивная сложность» - на 10 %; пропорциональность композиционных частей - на 8 %; оригинальность - на 7 % и т. д. Увеличение количества рисунков в группе 2 состоялось по характеристикам: «Наполненность» - на 7 %, присутствие собственной персоны и «Проработанность» - на 1 %.

29.  Таким образом, на основе выделения доминирующих дихотомных признаков рисунков нами были выявлены проявления полифункциональности перцептивного процесса, т. е. возможности отображения различных компонентов (физического, когнитивного, психосоматического, аффективного и социального) образа мира благодаря подчиненности частей закономерностям - категориям композиции: органичность, целостность и согласованность формы, пропорциональность и пластичность. Композиционная целостность - свойство перцептивного образа отражать внутреннее единство мира в совокупности присущих ему черт. Творческие проявления в отражении образа мира в художественно-графической деятельности выражены количеством объединяемых в рисунке элементов: банальность или оригинальность выражается в форме построения изображения из элементов, а не из целых заготовок.

30. Структурность перцептивного образа мира дает возможность различать образы, близкие по содержанию, менее структурированные фон и фигуру, имеющие завершенные линии, которые в образе соединяются даже тогда, когда на самом деле их нет. Итак, репрезентация разных картин мира или различных составляющих образа мира («Любимый запах» - желанный, идеальный мир, «Профессиональный бренд» - социальный мир реальных возможностей и взаимодействие в мире) построена на различных свойствах восприятия. Образ мира как эталонный образ, будучи присущим в любом акте восприятия, отражает определенное значение, следовательно, являясь осознанным, отображается в виде композиционной целостности, корректирует все другие образы, сказывается на особенностях их проявлений в художественно-графической деятельности.

31.  Наряду со значениями - средствами осмысления - перцептивный образ мира имеет личностный смысл, который характеризует отношение индивида к предмету восприятия, т. е. к миру.

Литература

  1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 73–85.
  2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.  М.: Смысл, 1999. 350 с.
  3. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 114-119.
  4. Дружинин В.И. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
  5. Кричевский А. Образ Абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009. 199 с.
  6. Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга // Интуиция, логика, творчество / Под ред. М.И. Панова. М.: Наука, 1987. С. 36-54.
  7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителей. М.: Наука, 1989. 239 с.
  8. Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной ассиметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины.  Уфа: Башкирский Гос. мед. университет, 1997. С. 44-63.
  9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 216 с.
  10. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 231 с.
  11. Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація образу світу у вербальній продукції студентів // Актуальні проблеми психології: Зб. наук. пр. Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України. К.: Фенікс, 2012. Т.ХІІ. Психологія творчості.  Вип. 15. Частина І.   С. 195-203.
  12. Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація світу як психологічна проблема // Актуальні проблеми  психології: Проблеми психології творчості: Зб. наук. пр. / За ред. В.О. Моляко.  Т. 12. Вип. 13. К.: Фенікс, 2011.  С. 237-245.

Информация об авторах

Костюченко Е.В., доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры индустрии моды, Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев, Украина, e-mail: fiton1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1727
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 742
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1