Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников 2748

Павлова О.С., кандидат педагогических наук, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, доцент, педагогическая кафедра, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, os_pavlova@mail.ru
Назранова Л.Ж., аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский психологический университет (ГБОУ ВПО МПУ), Москва, Россия, gingo07@mail.ru

Аннотация

Описывается исследование, целью которого стало изучение этнокультурной компетентности педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях Москвы и Нальчика. Гипотеза исследования состояла в том, что в этнокультурной компетентности педагогов Москвы и Нальчика существуют качественные и количественные различия, обусловленные спецификой социального контекста, в частности характеристиками поликультурной среды образовательных учреждений и среды проживания, наличием навыков, знаний и умений межкультурного взаимодействия у самих педагогов. В исследовании приняли участие 174 работника образовательных учреждений: 125 педагогов из Москвы и Московской области и 49 педагогов из Нальчика. Исследование выявило дефицит знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности и общения с инокультурными детьми и их родителями у педагогов Москвы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Агапов О.Д. Теория и практика толерантности: Этнокультурные и межконфессиональные аспекты.  Казань: Познание, 2009.  56 с.
  2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. 296 с.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 78 с.
  4. Грушевицкая  Т.Г., Попков В.Д. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.
  5. Дворникова Е.И.  Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы: Автореф.  дис. … д-ра пед. наук. Майкоп, 2007. 55 с.
  6. Законодательные акты РФ в области образования и культуры. М.: Учительская газета,  2008. 34 с.
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-метод. пособие. СПб.:  Детство-Пресс, 2004. 203 с.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // INFORMIKA [Электронный  ресурс] / ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций. М.: ГосНИИ ИТТ, 1997-2002. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.informika.ru/text/goscom/curdoc/393.html#1 (дата обращения: 15.10.2014).
  9. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Ключ, 1999. 223 с.
  10. Мацумото Д. Психология и культура. М.:  Прайм-Еврознак, 2002. 416 с.
  11. Недземковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Психология и педагогика. 2009. № 5. С.157–163.
  12. Павлова О.С. Иcлам как фактор формирования социотипического поведения представителей Северного Кавказа //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 9. С. 88–91.
  13. Павлова О.С. Об этнической, религиозной и государственно-гражданской идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 119–136.   
  14. Потапова И.А. Психолого-педагогические основы формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона: Монография. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2012. 198 с.
  15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект пресс, 2006. 206 с.
  16. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: Автореф. дис.  … канд. пед. наук. Уфа, 2008. 22 с.
  17. Трубина Е.С. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 521 с.
  18. Хухлаева О.В. Этнопедагогика. Учебник и практикум: Учебник для бакалавров. М.:  Юрайт, 2014. 333 с.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика