Выявление различий интегральных характеристик представления на разных этапах школьного обучения

772

Аннотация

Экспликация представления поднимает проблему многомерности его описания как полимодального, полифункционального образования. Актуальны поиск необходимого и достаточного набора интегральных характеристик представления, определение вклада каждой из них на различных этапах школьного обучения, разработка типологизации характеристик. Проведенное автором исследование вносит вклад в изучение возрастных особенностей интегральных характеристик, их соотнесения друг с другом и взаимодополнения для создания общей системы методов изучения представления. Доказана прогностическая сила яркости-четкости представлений по различным опросникам, что повышает валидность и точность полученных результатов. Решая задачу преодоления парциальности в измерениях представлений и переходя к интегральным характеристикам, автор ищет экономичные, валидные методы психодиагностики, дающие обобщенные прогностические показатели. Делается вывод о необходимости более глубокого изучения внутренней архитектоники представления и продолжения изучения его интегральных показателей как фундамента структуры представления через корреляционный анализ и интервальную оценку интегральных характеристик представления в разных возрастных группах.

Общая информация

Ключевые слова: представление, интегральные характеристики, яркость-четкость, живость, контролируемость, сравнительный анализ

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070209

Для цитаты: Песков В.П. Выявление различий интегральных характеристик представления на разных этапах школьного обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 97–109. DOI: 10.17759/psyedu.2015070209

Литература

  1. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 512 с.
  2. Гостев А.А., Петухов Б.М. Измерение и факторизация характеристик вторичных образов // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 134–142.    
  3. Закс Л. Статистическое оценивание/ Пер. с нем. В.Н. Варыгина; под. ред. Ю.П. Адлера, В.Г. Горского. М.: «Статистика», 1976. 598 с.
  4. Песков В.П. Исследование интегральных характеристик представления на различных этапах школьного обучения  // Психология обучения. 2015. № 3.  С. 16–31.
  5. Песков В.П. Особенности структуры представлений и ее формирование у детей школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2005. 22 с.
  6. Песков В.П. Различие структуры представлений у интеллектуально одаренных  и средне интеллектуальных подростков // Психологическая наука и образование. Развитие и обучение современного ребенка. 2010. № 2.   С. 28–35.

Информация об авторах

Песков Вадим Павлович, кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ФГБОУ ВПО ИГУ), Иркутск, Россия, e-mail: vpeskov@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1826
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 772
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5