Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6767Ключевые слова 15834 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема преодоления клипового сознания молодежи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата 265

Чиркова Т.И., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и организационной психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия, tm.ch@mail.ru

Аннотация

На основе ситуационно-исторического методологического анализа обсуждаются проблемы профессиональной подготовки бакалавров-психологов в контексте их интеллектуального и личностного развития. Анализируются достоинства и недостатки клиповых форм восприятия и переработки информации в современной когнитивной сфере молодежи. По результатам пилотного исследования фиксируются субъективные и объективные факторы проявления клипового сознания бакалавров-психологов в начальный период организации их подготовки в вузах России. Ориентиры преодоления отрицательных характеристик клипового сознания бакалавров-психологов анализируются с позиций принципов модернизации психолого-педагогического образования, практико-ориентированной подготовки педагогов-психологов на ступени бакалавриата, информационного и семиосоциопсихологического подходов к образованию, индивидуальных особенностей восприятия, понимания и умений работы студентов с информацией, а также с учетом уровней развития у них осознанного оценивания результативности своей учебной деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Общепризнанного определения понятия «клиповое сознание», отвечающего требованиям достаточности и необходимости раскрытия его сущности, отличительных характеристик пока еще нет. Описание его структуры имеет фрагментарный характер, поскольку сознание – «сложнейшая, величайшая ценность, данная человеку», «прорваться к которой, как собственно психологической реальности» чрезвычайно трудно (Г.В. Акопов). По определению  Л.С. Выготского,  сознание – это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Б.Г. Ананьев писал о сознании как о своеобразной психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе. В обсуждении проблем самосознания бакалавров-психологов важно то, что сознание выступает основой результативности действия и деятельности [2; 4].

Литература
  1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна.В6 т. Т. 5.  М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
  2. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 272 с.
  3. Аксенов   Л.Б.   Клиповое   мышление – гениальность   или   деменция //   Современное машиностроение. Наука и образование: Материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конференции/ Под ред. М.М. Радкевича и А.Н. Евграфова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 3-9.
  4. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.  СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.  672 с.
  5. Воскобойников А.Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение. 2006.  № 1.  С. 22-27.
  6. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Пректирование модели практико-ориентированной  подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 143-159.
  7. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии/ Ин-т социологии РАН  [Электронный ресурс] // URL: http://www.isras.ru/files/16252-Dridze.pdf (дата обращения: 07.09.15).
  8. Духновский С.В., Овчарова Р.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Монография. Курган: Изд-во КГУ, 2012. 296 с.
  9.  Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога  // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 58–73.
  10. Землянская Е.Н. Новые формы оценивания образовательных результатов студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 4. C. 103–114. doi: 10.17759/psyedu.2015070410.
  11. Зинченко В.П. Мои Учителя и Заслуженные собеседники // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию В.П. Зинченко. Коллективная монография / Под общ.ред. Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 640 с.
  12. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учеб.пособие.  М.: Гардарики, 2002.  341 с.
  13. Ильинский И.М. Образование, Молодежь, Человек. В 2 кн. Кн. 2.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 530 с.
  14. Кара-Мурза С.Г. Россия: кризис мировоззренческой основы общества // Социально-гуманитарные знания.  2008.  № 5.  С.3-16.
  15. Каштанова С.Н., Кудрявцев А.В. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Том 7. № 4. C. 115–127. doi: 10.17759/psyedu.2015070411.
  16. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д.  Методологические основы психологии: Учебник:  2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2011. 483 с.
  17. Кочнева Е.М. Факторы, влияющие на построение студентами профессиональной перспективы на этапе вузовской подготовки // Вестник Самарской гос. академии. Сер. Психология. 2012. № 2 (12).  С. 47-62.
  18. ЛюГан. Философия информации и основы новой китайской философии науки и техники // Вопросы философии. 2007. № 5. С. 45-57.
  19. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. 496 с.
  20. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладногобакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 45–64. doi: 10.17759/pse.2015200505.
  21. Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое» сознание молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2009. № 3 (15).  С. 53-59.
  22. Попова Л.В., Мешкова Н.В. Представления администраторов образовательных учреждений об одаренных учащихся [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Popova_Meshkova.phtml (дата обращения: 12.09.2015).
  23. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2014 № 34320) [Электронный ресурс] //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170164/ (дата обращения: 14.09.15).
  24. Ривкин Е.Ю. Клиповое мышление как стимул педагогической практики  // Психолог в школе. 2015. № 1 (13) январь. C. 3-9.
  25. Рубцов В.В. О разработке профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/ot_redaktora.phtml (дата обращения: 11.04.2015).
  26. Семеновских Т.В. Клиповое мышление – феномен современности. Оптимальные коммуникации [Электронный ресурс] // URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 20.12.2014).
  27. Тоффлер Э.  Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с. 
  28. Урсул А.Д. Образование в информационно-эволюционном ракурсе // Интернет-журнал «Открытое образование». 2010. № 1. С. 1-10.
  29. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом: 22-е изд. / Под ред. Г. Шишкоффа ; пер с нем. М.: Республика, 2003. 576 с.
  30. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] // URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm (дата обращения 02.01.2012).
  31. Чиркова Т.И. Подготовка бакалавров-психологов: неопределенность целеполагания, риски и возможности их преодоления [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 2. С.14-23. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Chirkova.phtml (дата обращения: 17.10. 2015).
  32. Чиркова Т.И. Психология разрушения: Монография.  М.: ИНФРА-М,  2015.  192 с.
  33. Чиркова Т.И.  Целеполагание высшего профессионального образования: проблемное поле психологических исследований  // Нижегородское образование. 2011. № 3.  С.130-138.
  34. Rosen L.D. Мe, МySpace, and I: Parenting the Net Generation.  N.Y., 2007. 258 p.
  35. Stelzer-Rothe T.Kompetenzen in der Hochschullehre. Rustzeug fur gutesLehren und LernenanHochschulen. Rinteln, 2005. 400 p.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика