Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена зацепинга) 822

Федунина Н.Ю., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи Московского государственного психологического университета, психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия, natalia_fedunina@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены принятые Американской Психологической Ассоциацией в 2013 г. рекомендации по психологической профилактике травматизма на транспорте, в частности, вследствие зацепинга. Это явление все шире распространяется среди нашей молодежи, несмотря на то, что оно сопряжено с высоким риском травматизации. Система рекомендаций включает в себя девять положений: необходимость ясных теоретических оснований и их эмпирической проверки, использование социально и культурно адаптированных программ, сочетание программ снижения риска и повышения ресурсов, мониторинг внедрения программ, учет этических стандартов, системность профилактической работы, повышение квалификации, участие в разработке государственной превентивной политики. Учет этих рекомендаций поможет создать в нашей стране на основе междисциплинарного и межведомственного взаимодействия комплексную систему профилактики зацепинга, включающую в себя разные уровни и учитывающую разные смыслы, роли и контексты. Такую систему, которая не сводилась бы к фрагментированным интервенциям (например, дисциплинарным мерам), но отвечала глубинным психологическим нуждам зацеперов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электричка, метро, автобус), между или под вагонами – приобрел сегодня огромную популярность среди подростков и молодежи и является проблемой общероссийского масштаба [4; 10]. Этот вид городского экстремального «спорта» чреват серьезными травмами и даже летальным исходом [10]. Перечень предлагаемых отечественными авторами профилактических мероприятий довольно скуден.  В основном это активное освещение зацепинга в СМИ как опасного и преступного увлечения и профилактические беседы на темы: «Осторожно – поезд!», «Светофор», «Берегись поезда», «Вокзал» и др. [4; 10] Старший инспектор по особым поручениям Главного управления на транспорте МВД России О. Сочнев считает, что «надо компетентно объяснять подросткам, что героизм их ложный, а реальная жизнь – это ответственное отношение к своему здоровью, к общественной безопасности и законодательству своей страны» [8].

Литература
  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. № 2. С. 23–34.
  2. Ветюгов В.В. Аддиктивный потенциал социально неприемлемых рекреационных рисков [Электронный ресурс] //Материалы  V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Москва, 24–27 сентября 2013/ Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М.: ООО ОNEBOOK.RU.  С. 18–19. URL: http://www.b17.ru/article/14509/ (дата обращения: 29.01.2015).
  3. Ворошилин С.И. Аддитивное рискованное поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения // Суицидология. 2013. № 1. С. 61–68.
  4. Диденко К.В., Каратаева О.Н. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2. С. 88–91.
  5. Жане П. Психологическая эволюция личности. М.: Академический проект, 2010. 400 с.
  6. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.01.2015).
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.
  8. Петров И. Транспортная полиция борется с «зацеперами» с помощью Интернета и пропаганды [Электронный ресурс] //Вечерняя Москва, 12 мая, 2014.
    URL: http://vm.ru/news/2014/05/12/transportnaya-politsiya-boretsya-s-zatseperami-s-pomoshchyu-interneta-i-propagandi-248161.html (дата обращения: 01.04.2015).
  9. Поливанова К.И. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.   С. 20–33. 
  10. Сочнев О.И. Экстремалы-«зацеперы» в поле зрения транспортной полиции // Транспортная безопасность и технологии. 2014. Вып. 37.  С. 129–130.
  11. Тоноян В. Влияние экстремальных видов спорта на развитие молодежного движения в России [Электронный ресурс] // Власть. 2011. № 9. С. 33–36. URL: http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/62/61642/61642.pdf (дата обращения: 20.01.2015).
  12. Третьякова Т.В. Принципы организации социально-психологического сопровождения, направленного на профилактику социальных рисков подросткового возраста в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 1. С. 117–126. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Tretjakova.phtml (дата обращения: 19.01.2015).
  13. Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 годах: Пер. В.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2011. 544 с.
  14. Чирун С.Н. Молодежная политика в ситуации постмодерна. Модели, механизмы, риски. Saarbrucken, Deutchland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 522 c.
  15. Hickey C., Fitzclarence L. Peers peering at the individual: Problems with trying to teach young males not to be like their peers // The Australian Educational Researcher. April 2000. Vol. 27. Iss. 1. P. 71–91.
  16. Hurrelmann K., Raithel J. Risk Behavior in Adolescence //International Journal of Adolescence and Youth. 2005. Vol.12. № 4. P. 281–299.
  17. Le Breton D. Sociologie, psychanalyse et conduites à risque des jeunes [Электронный ресурс] //Revue du MAUSS 1/ 2011. № 37. P. 365–384. URL: www.cairn.info/revue-du-mauss-2011-1-page-365.htm (дата обращения: 30.12.2014).
  18. Malone K. Trainsurfing: “..its like bungee jumping without a rope”// Gilbert K. (ed.). Sexuality, Sport and the Culture of Risk . Aaachen: Meyer and Meyer Publishing Company, 2005. P. 154–176.
  19. Prevention Guidelines / Romano J.L., Bogat G.A., Conyne R.K., Hage S.M., Horne A.M., Kenny M.E., Matthews C., Schwartz J.P., Singh A., Waldo M., Wong Y.J. [Электронный ресурс] // American Psychologist. Vol. 69. № 3. P. 285–296 http://www.apa.org/pubs/journals/features/amp-a0034569.pdf (дата обращения: 01.01.2015).
  20. Romano J.L., Hage S.M. Prevention and counseling psychology: Revitalizing commitments for the 21st Century // The Counseling Psychologist. 2000. № 28. P. 733–763.
  21. Sharp C., Dellis A. Risky teens: intervention science and its application to the South African Context/ Report commissioned by the South African Responsible Gambling Foundation. 2010 [Электронный ресурс] // URL: http://www.jogoremoto.pt/docs/extra/Gktd8c.pdf (дата обращения: 30.12.2014).
  22. Steenkamp H. The urban underclass and postauthoritarian Johannesburg: train surfing (Soweto style) as an extreme spatial practice // Submitted in Fulfillment of the Requirements for the Degree Magister Artium (Visual Studies) in the Faculty of Humanities University of Pretoria. May, 2011. [Электронный ресурс]// URL: http://repository.up.ac.za/handle/2263/30350 (дата обращения: 30.12.2014).
  23. van der Klashorst E., Cyrus K. Train surfing: Apposite recreation provision as alternative to adolsecеnt risk-taking and sensation-seeking behaviour // Journal of Science and Medicine in Sport. 2012. № 15. P. 265–327.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика