Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе

1614

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения – выбору профессии и самореализации в ней с учетом специфики современного этапа развития российского общества, требующего от человека рефлексивности, гибкости, умения действовать в постоянно изменяющихся внешних условиях, сохраняя внутреннюю целостность. Представлен теоретический анализ социально-психологических проблем профессионального самоопределения. Рассматриваются вопросы психологической готовности личности к выбору профессии, которые отражаются на технологическом и мотивационном уровнях. Подчеркивается, что на ранних этапах развития профориентации в отечественных психологических исследованиях упор делался на линейное развитие карьеры индивида в определенной единожды выбранной профессии, однако современные условия задают параметры, при которых важнейшую роль играет развитие самоактуализурующейся, самостоятельной личности, умеющей реализовать себя в различных профессиональных областях.

Общая информация

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, самоактуализация, профориентация, кризис идентичности

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080110

Для цитаты: Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 105–113. DOI: 10.17759/psyedu.2016080110

Фрагмент статьи

Определить себя в мире профессий в юношеском возрасте было важно всегда, но в настоящее время актуальность этого процесса резко возрастает. Это обусловлено этапом, на котором находится российское общество. В настоящее время для него характерны динамичность социально-экономической и профессиональной ситуации и связанные с этим изменения на рынке труда: появление одних профессий и исчезновение других; переориентация производства; изменение функциональных обязанностей; возникновение новых профессионально важных качеств и черт. Изменения, происходящие на рынке труда, в свою очередь, требуют от человека в его профессиональной жизни зрелости, рефлексивности, умения широко и многогранно подходить к построению собственной профессиональной карьеры, объединяться в профессиональные сообщества и выходить из них, в ходе социальной жизни менять сферы профессиональной деятельности.

Литература

  1. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике: Сб. науч. тр. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000, С. 29–36.
  2. Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект — этап в самоопределении гимназистов // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия: Материалы Международной научно-практической конференции. 20–21 апреля 2000 г. (ИПКиППРО ОГПУ): В 3 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000. С. 155–160.
  3. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. научн. журн. 2011. № 6 (20). С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.06.2014).
  4. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1995. 398 с.
  5. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007. 333 с.
  6. Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С.100–110.
  7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для вузов: 5-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. 336 с.
  9. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т.6. № 3. С. 255–263. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения: 12.02.2015).
  10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 304 с.
  11. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. СПб: Евразия, 1999. 375 с.
  12. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 384 с.
  13. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: МГППИ, 2001. 88 с.
  14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». М.: Издат. центр «Академия», 2003. 476 с.
  15. Психология подростка. Полное руководство/ Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.
  17. Хаймовская Н.А., Ветер Т.В. Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. C. 21–25.
  18. Чистякова С.Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19–26.
  19. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
  20. Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике / Отв. ред. А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2007. 400 с.
  21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Флина, 2006. 342 с.

Информация об авторах

Хаймовская Наталия Ароновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0743-3995, e-mail: tatisheva@yandex.ru

Бочарова Анастасия Леонидовна, аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: nastja_bocharova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2706
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 1614
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5