Целью исследования было выявление зависимости профессионального выгорания молодых специалистов – учителей и педагогов-психологов – от социально-психологических факторов организационной среды. Выборку составили молодые работники общеобразовательных организаций Москвы – 110 учителей и 108 педагогов-психологов. В исследовании применялись стандартизированные методики: «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко; «Мотивационный профиль Ричи-Мартина»; «Индивидуальные стили общения и педагогической деятельности» А.К. Марковой, А.Я. Никоновой; «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршева. Результаты эмпирического исследования показали зависимость профессионального выгорания молодых специалистов от социально-психологических факторов организационной среды: специфики педагогического труда; взаимоотношений в трудовом коллективе образовательной организации; особенностей самих молодых работников, связанных с трудовой деятельностью, – мотивационного профиля, межличностных коммуникаций, удовлетворенности трудом.
Профессиональное выгорание относится к числу феноменов
психоэмоциональной деформации личности и представляет собой совокупность
психологических и поведенческих симптомов, проявляющихся в трудовой
деятельности специалистов независимо от пола, возраста и специфики работы. Это
сугубо индивидуальный процесс, в результате которого у каждого работника
формируется свой набор симптомокомплексов профессионального выгорания. Синдром
профессионального выгорания возникает в ответ на длительные стрессовые ситуации
как проявление защитных механизмов организма, направленных на нивелирование
совокупного влияния неблагоприятных факторов трудовой среды [2; 3; 4; 5; 6; 8;
9; 10]. Профессиональное выгорание следует понимать как профессиональный
кризис, связанный с межличностными отношениями и работой в целом [2]. Чаще
всего он представляет собой приобретенный стереотип трудового поведения,
негативно влияющий на рабочий процесс и отношения с субъектами общения [1].
Литература
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном
общении. СПб: Питер, 2004. 105 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. СПб: Питер, 2009. 336 с.
Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как
нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) //
Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 27–39.
Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и
степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей //
Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 21–30.
Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального «выгорания» и
метаиндивидуальность педагога // Психологическая наука и образование. 2009. №
1. С. 55–61.
Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические
исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1. С.
90–101.
Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома
«эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и
образование. 2008. № 2. С. 87–95.
Филина С.О. О синдроме профессионального выгорания и технике
безопасности в работе педагогов // Школьный психолог. 2003. № 36. С.
18–19.
Maslach C., Leiter M.P. Early predictors of job burnout and
engagement // Journal of Applied Psychology. 2008. Vol. 93. P. 498–512.