Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале системы образования Ленинградской области)

798

Аннотация

На материале системы образования Ленинградской области авторы представляют анализ использования средового подхода при внедрении профессионального стандарта педагога. Особое внимание уделяется проблеме сопровождения процесса внедрения и освоения требований профессионального стандарта на примере реализации совместного с Российской академией образования инновационного проекта «Безопасная образовательная среда». Обращается внимание на то, что данный проект нацелен на создание наиболее социально значимых составляющих профессионально-образовательной среды и имеет своей целью создание и апробацию системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства региона. Показано достоинство системного подхода в условиях внедрения инноваций в образование, что позволяет создать синергетический эффект в реализации профессиональной деятельности педагога. Показан опыт использования методологии средового подхода для проектирования профессионально-образовательной среды как одной из технологий практической деятельности педагога.

Общая информация

Ключевые слова: профессионально-образовательная среда, психологическое качество образовательной среды, готовность к инновациям, развитие образования, психологическая безопасность в образовании

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080201

Для цитаты: Баева И.А., Тарасов С.В. Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале системы образования Ленинградской области) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 1–10. DOI: 10.17759/psyedu.2016080201

Полный текст


На материале  системы образования Ленинградской области авторы представляют анализ использования средового подхода при внедрении профессионального стандарта педагога.  Особое внимание уделяется проблеме сопровождения  процесса внедрения и освоения требований профессионального стандарта на примере реализации совместного с Российской академией образования инновационного проекта «Безопасная образовательная среда». Обращается внимание на то, что данный проект нацелен на создание наиболее социально значимых составляющих профессионально- образовательной среды и имеет своей целью создание и апробацию системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства региона. Показано достоинство системного подхода в условиях  внедрения инноваций в образование, что позволяет создать синергетический эффект в реализации профессиональной деятельности педагога. Показан опыт использования методологии средового подхода для проектирования профессионально-образовательной среды как одной из технологий практической деятельности педагога.

Значимым инновационным событием в совершенствовании современной системы общего образования является введение профессионального стандарта педагога. На стандарт теперь ориентируются в программе развития педагогического образования [6]. Как утверждают разработчики: «Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» [8, с. 89].
Предполагается, что могут быть региональные модели реализации требований Профессионального стандарта [3].
Профессиональный стандарт педагога предъявил новые дополнительные требования к профессиональным качествам и компетенциям педагога. Для того чтобы данные требования не воспринимались как дополнительная стрессовая нагрузка (в следствие чего, как правило, происходит их отторжение или формальное принятие), необходима продуманная система сопровождения  процесса внедрения и освоения требований профессионального стандарта. Данная система сопровождения должна опираться на уже имеющиеся в регионе психолого-педагогические ресурсы: методологию развития системы образования; выделенные приоритеты, основанные на сформулированной миссии; опыте институтов поддержки и развития образования; интеграции результатов деятельности уже имеющихся в регионе проектов.
Авторы стандарта положили в его основу известный в психологии деятельностный подход. Мы полагаем, что без изменения условий, в которых осуществляется деятельность педагога, внедрение и освоение стандарта будет затруднительным. Определение условий деятельности носит многоаспектный характер. Предлагаем обсудить психолого- педагогический подход, закрепленный в категории «образовательная среда» и осуществить его анализ с позиции ресурсного подхода, то есть рассматривать образовательную среду как ресурс профессионального развития педагога, столь необходимого при освоении идей и технологий нового профессионального стандарта.
Ряд исследований показывают, что введение инновационных преобразований в профессиональной деятельности, как правило, на первом этапе сопряжено с психологическими барьерами, которые препятствуют эффективному осознанию необходимости предлагаемых изменений [2; 4]. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и т.п.
Одним из путей обеспечения преодоления барьеров к инновациям в период внедрения профессионального стандарта педагога является создание комфортной профессионально- образовательной среды.
Развитие системы образования Ленинградской области основывается на методологии и практике средового подхода. Оптимальную социокультурную образовательную среду мы рассматриваем как условие развития личности ребенка. Вместе с тем, современный педагог сам нуждается в стимулирующей к профессиональному и личностному развитию образовательной среде [7].

В предыдущих исследованиях мы определили, что образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников.
Содержание взаимоотношений определяет качество образовательной среды [1]. Следует отметить, что исследователи в основном рассматривают образовательную среду как фактор развития и формирования личности ученика. Влияние характеристик образовательной среды на профессиональное и личностное развитие педагога, как правило, лишь констатируется. В исследованиях, выполненных под нашим руководством, эмпирически доказано следующее положение. «Психологически комфортная школа является фактором, который способствует становлению субъектности как педагога, так и ученика, предлагая им активную, деятельную жизнь. Это также свидетельствует об усилении включенности личности в систему взаимоотношений в данной образовательной среде. Поскольку педагог осуществляет свою профессиональную деятельность в образовательной среде, повышение личностной включенности может стать как фактором, повышающим эффективность деятельности, так и фактором, расширяющим возможности развития субъектности, в то время как в индифферентной среде такие условия в достаточной мере не созданы» [5, с. 253- 254]. Это означает, что психологически комфортная среда выступает условием, оптимизирующим развитие личностного потенциала учителя и ресурсом, способствующим открытости к инновациям.
Профессионально-образовательная среда является структурным элементом, включенным в единую образовательную среду учреждения, функциями которой является формирование профессионального сознания педагога, удовлетворение его профессиональных и личностных потребностей, мобилизация инновационного потенциала и обеспечение состояния психологической безопасности. Под состоянием психологической безопасности педагога мы понимаем его защищённость от психологического насилия в профессиональном взаимодействии; возможность получить помощь и поддержку в профессиональном развитии и личностном росте; признание референтности образовательной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность.
Наличие перечисленных возможностей актуализируется в период введение инноваций в образовательную практику и в частности, при освоении нового стандарта профессиональной деятельности.

Внедрение профессионального стандарта педагога в Ленинградской области реализуется по нескольким основным направлениям: • реализация инновационных образовательных программ для педагогов; • трансформация традиционной системы повышения квалификации; • обсуждение стандарта в рамках работы профессиональных педагогических сообществ; • адаптация нормативно-правовых документов к содержанию профессионального стандарта; • отработка профессионального стандарта в процессе реализации инновационных образовательных проектов и инициатив.

Кратко охарактеризуем первые четыре и более подробно остановимся на последнем. 

1.Реализация инновационных образовательных программ для педагогов.
В рамках подписанных соглашений учителя Ленинградской области имеют возможность повышать свою квалификацию в таких федеральных образовательных центрах, как: • Санкт-Петербургский государственный университет; • Институт управления образованием Российской академии образования; • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и других.
В частности, совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом нами разработана и реализуется  программа обучающих курсов по актуальным проблемам современной школы: «Учитель и одаренные дети»; «Качество управления в школьном образовании» для управленческо-методических команд школ региона. Обучение – практикоориентированное, по итогам которого команды школ защищают проекты и получат финансовую поддержку в рамках государственной программы «Современное образование Ленинградской области до 2020 года».
Совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования начата реализация трех крупных проектов, связанных с сетевой реализацией дополнительных профессиональных программ, модернизацией региональной системы оценки качества образования, проведением прикладных социологических исследований.
Важным является проведение с участием специалистов Российской академии народного хозяйства и государственной службы социологических исследований с участием педагогов, различных социальных партнеров, организация фокус-групп, обсуждение их на семинарах, в том числе проводимых за рубежом (Финляндия).

2. Трансформация традиционной системы повышения квалификации.
Говоря о внедрении профессионального стандарта, мы понимаем, что оно должно сопровождаться комплексом мероприятий в системе дополнительного профессионального образования. Мы рассматриваем это и как дополнительную возможность для ее трансформации, придания ей большей эффективности. В связи с новыми требованиями к качеству повышения квалификации корректируется миссия регионального института развития образования. Данная образовательная организация дополнительного профессионального образования становится системообразующим фактором инновационных процессов, центром научно-методического сопровождения крупных региональных проектов. В идеологию дополнительных профессиональных программ закладывается принцип опережения.
Значимым импульсом для нас стало создание и функционирование с 2011 года по настоящее время на базе Ленинградского областного института развития образования Федеральной стажировочной площадки. В ее рамках разработано и реализуется более 10 дополнительных профессиональных программ, связанных с обновлением профессиональных компетенций педагогических работников в условиях предстоящего внедрения профессионального стандарта.
В образовательной среде региона создаются условия и для неформального повышения квалификации, включающего в себя:
• систему конкурсов профессионального мастерства; • работу академии педагогического наставничества.

3. Обсуждение стандарта в рамках работы профессиональных педагогических сообществ.
В настоящее время в Ленинградской области создана разветвленная система государственно-общественного управления образованием с активнейшим участием в ней педагогических работников: Совета молодых учителей, клуба «Учитель года».
Государственно-общественный характер управления процессом внедрения профессионального стандарта обеспечивает создание в образовательной среде региона эффективных форм профессионально-общественной оценки деятельности педагога, его ключевых компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом.

4. Адаптация нормативно-правовых документов к содержанию профессионального стандарта Эффективная реализация профессионального стандарта предполагает адаптацию действующей нормативной правовой базы к его требованиям, разработку ряда новых документов. В частности, в Ленинградской области создана и функционирует нормативная база поэтапного перехода на систему эффективного контракта педагога. Перерабатывается целый ряд положений о региональных конкурсах и наградах с тем, чтобы в наибольшей мере в них были представлены критерии оценки педагогических работников с позиций требований профессионального стандарта.
Также идёт разработка, апробация и внедрение регионального пакета типовых (модельных) документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога, учитывающих специфические особенности региона и региональной системы образования. Он включает в себя должностные инструкции педагогических работников с использованием перечня трудовых функций и состава профессиональных действий, примерные формы эффективного контракта (трудового договора) для педагогических и управленческих работников, рекомендации руководителю по оплате труда, оценке и самооценке квалификаций педагогических работников и другое.

5. Отработка профессионального стандарта в процессе реализации инновационных образовательных проектов и инициатив.
Отработка профессионального стандарта проводится в рамках нескольких ключевых проектов, реализуемых в региональной системе образования.

Проект «Школа как социокультурный центр развития территории» 

Позиционирование школы как социокультурного центра развития территории (как городской, так и сельской) означает выстраивание различных сетевых моделей ее взаимодействия с учреждениями культуры, субъектами бизнеса; реализацию различных инициатив в сфере воспитания, спорта, досуга, поисковой работы. В рамках проекта формируется программа развития социокультурной среды территории.
Участие в данном проекте означает формирование у них таких значимых компетенций, предусмотренной профессиональным стандартом, как: «Проектирование и реализация воспитательных программ».

Проект «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ» 

В рамках проекта «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» специалистами областного института развития образования (тьюторами по инклюзивному обучению) разработана программа повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях». Совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом обучены две группы специалистов из числа педагогических работников. Партнером по реализации аналогичной программы обучения явился также Северо-Кавказский федеральный университет.
В данном случае мы полагаем, что участие педагогических работников в данном проекте способствует развитию таких значимых компетенций, как: «умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; «освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся».

Проект «Одаренные дети»

В рамках экспериментальной деятельности на базе нескольких базовых муниципалитетов реализуются проекты «Формирование среды развития одаренности в муниципальном образовательном пространстве», «Образовательное взаимодействие как фактор развития одаренности детей в социокультурной муниципальной среде». В их рамках апробированы стратегии и подходы к созданию условий для формирования профессиональной компетенции педагогов по работе с одаренными детьми. В этих же целях разработаны и реализуются дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации): • «Проектирование среды для развития одаренности»; • «Актуальные вопросы обучения и развития профессионального самоопределения одаренных детей в условиях реализации ФГОС»; • четыре программы стажировок при кафедре педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования; • программа педагогической студии как формы повышения квалификации педагогических работников и специалистов социально-культурной сферы.
Существенным фактором формирования и обновления компетенций педагогических работников в сфере работы с одаренными детьми является их участие в работе муниципальных ресурсных центров поддержки и сопровождения одаренных детей.
Данный проект оказывает влияние на формирование такой компетенции, как «умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению детей, в том числе с особыми потребностями в образовании; обучающихся, проявивших выдающиеся способности…» Отметим, что по данным пилотажных опросов, наиболее сложными для реализации в практической деятельности учителя выступили следующие виды трудовых действий, включенные в профессиональный стандарт деятельности педагога: - воспитательная деятельность (трудовые действия): Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; - развивающая деятельность (трудовые действия): Оценка параметров и проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школ.
Такой акцент определяется, по нашему мнению, неопределенностью категории «психологическая безопасность» в профессиональном сознании учителя и отсутствием представлений о технологиях создания комфортной и безопасной образовательной среды.
Тарасов С.В., Баева И.А. Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале системы образования Ленинградской области) Психологическая наука и образование psyedu.ru 2016. Том 8. № 2. С. 1–10.
Tarasov S.V., Bayeva I.A. Design the professional educational environment for teacher in the conditions of the introduction and development of professional standard of the activity: The Leningrad Oblast Experience: The Leningrad Oblast Experience Psychological Science and Education psyedu.ru 2016, vol. 8, no. 2, pp. 1–10.
© 2016 ФГБОУ ВО «Московский государственный  психолого- педагогический университет»
© 2016 Moscow State University of Psychology & Education
7
Разрешить данное противоречие, а также способствовать снятию барьеров к инновациям, призван проект «Безопасная образовательная среда», который реализуется в Ленинградской области с 2013 года совместно с Российской академией образования (имеет статус экспериментальной площадки РАО). Участниками проекта являются Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Ленинградский областной институт развития образования, общеобразовательные организации Ленинградской области. Проект один из самых актуальных с точки зрения создания наиболее социально значимых составляющих среды и имеет своей целью создание и апробацию системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства.
Миссия проекта – создание психологически безопасной образовательной среды для всех субъектов образовательного пространства области – учеников, учителей, родителей, как условия их личностного и профессионального развития.
Значимой стороной деятельности в рамках проекта становиться проектирование и создание профессионально-образовательной среды педагога, обеспечивающую его психологическую безопасность в период инновационных преобразований. В рамках эксперимента психолого-педагогическая компетентность субъектов образовательного пространства определена как основа обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Разработаны и реализуются дополнительные профессиональные программы, направленные на развитие профессиональных компетенций педагогов по формированию психологически безопасной и комфортной среды: «Психолого- педагогическое сопровождение безопасности субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», «Проектирование психологически безопасной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Обучение по программам опирается на эмпирические данные, характеризующие состояние психологической безопасности образовательной среды каждой школы, полученные в ходе эксперимента. Участниками экспериментальной деятельности являются образовательные учреждения большинства муниципальных образований, входящих в состав Ленинградской области, что позволяет говорить о влиянии на образовательное пространство региона в целом. Образовательные учреждения имеют возможность сопоставить  показатели психологической безопасности своей школы с данными по всему региону и оптимально определить ресурсные возможности для собственного развития. Проектирование профессионально-образовательной среды строится с учетом актуальных проблем, состояния и потребностей субъектов образовательной деятельности.
В целом мы исходим из того, что участие педагогов в данном проекте призвано способствовать развитию таких значимых компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом, как: «Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды» и «Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды».
В Ленинградской области профессиональный стандарт позиционируется не столько как инструмент контроля и регулирования деятельности педагога, а прежде всего, как стандарт его профессионального развития. В настоящее время можно говорить о формировании региональной модели внедрения профессионального стандарта, к преимуществам которой относится: • наличие научно-обоснованной методологической базы; • ориентация на реальные потребности субъектов образовательного пространства; • опора на актуальные показатели состояния образовательной среды; • разработка психолого-педагогических технологий воздействия, учитывающих специфику образовательного учреждения; • наличие нормативных сравнительных показателей, характеризующих образовательное пространство региона в целом; • прогноз влияния управленческих решений на состояние и качество образовательного пространства региона; • запуск процессов командообразования внутри коллективов образовательных учреждений, которые становятся флагманами трансляции ценностей инновационного развития.
Практическая реализация этой модели позволила добиться синергетического эффекта, проявляющегося: • в росте мотивации педагогических работников к повышению качества и результативности своей деятельности • в росте удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образования

Проектирование профессионально-образовательной среды, основанное на вышеизложенных позициях, консолидирующее уже имеющиеся возможности конкретного региона и обеспечивающее открытость инновациям, является значимым ресурсов эффективности региональной модели внедрения и освоения профессионального стандарта педагога. В рамках данной модели возникает новая задача: определения региональной квалификационной рамки, в которой были бы зафиксированы требования к разным уровням образования и квалификации педагогов в соответствии с условиями профессиональной деятельности в Ленинградской области.

Литература

  1. Баева И.А. и др. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности/ Под ред. И.А. Баевой. М.; СПб.: Изд-во Нестор-История, 2011. 272с.
  2. Дзятковская Е.Н. Психологические барьеры образования для устойчивого развития и пути их преодоления // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (41). С. 26–32.
  3. Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога  // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 65–76. doi:10.17759/pse.2015200506
  4. Каратаева Н.Г. Психологические барьеры преподавателей на пути педагогических инноваций // Вестник Воронежского государственного университета, 2013. № 3-2. т.9. С. 34 – 42.
  5. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды. СПб.: Изд-во Книжный Дом, 2013. 288 с.
  6. Соболев А.Б. Программа развития педагогического образования: новые вызовы (Актуальное состояние и тенденции развития государственной политики в сфере высшего педагогического образования)  // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 5–12. doi:10.17759/pse.2015200502
  7. Тарасов С.В. Инновационная образовательная среда и мировосприятие школьников. Гатчина: Изд-во ГИЭФПП, 2015. 179 с.
  8. Ямбург Е.А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?  М.: Изд-во Просвещение, 2014.  175 с.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Тарасов С.В., доктор педагогических наук, профессор, председатель, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tarasovsvlo@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2077
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 798
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2