Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6767Ключевые слова 15834 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах 118

Погожина И.Н., кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, pogozhina@mail.ru

Аннотация

В статье обосновывается возможность отнесения психологических теорий, изучающих взаимосвязь процессов обучения и психического развития к той или иной стадии становления научного знания на основе типов изучаемых объектов и соответствующих им систем детерминационных взаимосвязей как базового критерия различения идеалов научной рациональности. Описаны общие характеристики классических, неклассических и постнеклассических моделей детерминации, механизмы функционирования диссипативных систем, требования к построению модели взаимосвязи обучения и развития в контексте постнеклассической научной парадигмы по критерию особенностей системной организации объекта познания. Модели отечественной психологической школы, сопоставлены с моделями детерминации ассоцианизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии, Пиаже по параметрам количества выделяемых в них детерминант, типов причинных цепей и типов связей между причинными цепями. Показано, что культурно-исторический подход занимает промежуточное положение между неклассическими и постнеклассическими моделями, деятельностный же подход соответствует постнеклассическому пониманию объекта исследования как сложной саморазвивающейся «человекоразмерной» системы. Разработанные Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым модели детерминационных взаимосвязей продолжают играть эвристическую роль на современном этапе развития науки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Выделяют три стадии в развитии представлений о типах научной рациональности, в целом, и детерминизме, в частности: классическую, неклассическую, постнеклассическую.
В литературе продолжаются дискуссии относительно критериев различения этих типов [8; 11; 31; 32; 33; 34 и др.]. Так В.С.Швырев в качестве основного критерия выделяет тип предметности познавательной деятельности: объектность классической науки, объектная системность неклассической, «человекоразмерные комплексы» постнеклассической, определяемые как «…результат  принятия  решений  в  проблемной  ситуации,  порождаемой преследованием целей и задач социально-гуманитарного характера» [34, с. 45]. Особенность «человекоразмерных» систем в том, что «…в них не моделируется объектная реальность, а конструируется ее новый фрагмент, в котором проявляется взаимопроникающее единство природного и человеческого мира» [33, с. 73].

Литература
  1. Асмолов А.Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // Национальный психологический журнал. 2014. № 1. С. 5-19.
  2. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Кому и как разрабатывать методологию психологии? // Сибирский психологический журнал. 2015. № 55. С. 6–45.
  3. Барыбин А.А., Корляков А.В. Неравновесная термодинамика. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. 153 с.
  4. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 66-73.
  5. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 303 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  8. Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход к изучению эволюции психологического знания: дис. … докт. психол. наук. Москва, 2015. 459 с.
  9. Ильясов И.И. О проблемных точках деятельностного подхода: текстовые фрагменты из доклада  [Электронный ресурс] // Материалы методологического семинара по проблемам деятельностного подхода в психологии. Семинар 2 (29 сентября 2006). URL: http://www.psy.msu.ru/science/seminars/activity/materials/02_ilyasov.pdf(дата обращения 12.11.2015).
  10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 200 с.
  11. Клочко В.Е.Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии.  2008.  Том 3.  Вып. 1. С. 165-178.
  12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы Философии. 1992. № 12. С. 3-20.
  13. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии: учебник. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2011. 483 с.
  14. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
  15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  17. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. №1. С. 7-17.
  18. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. 2005.  №1. С. 74-94.
  19. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб.: Изд-во Азбука, 2010. 288 с.
  20. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. 512 с.
  21. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Научно-ред. совет: предс. В.С.Степин. Т. 3. М.: Мысль, 2010. 692 с.
  22. Объективная диалектика: Т.1 / В.П.Бранский, В.В.Ильин, А.С.Кармин и др.; отв. ред. Ф.Ф.Вяккерев. М.: Мысль, 1981. 374 с.
  23. Погожина И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель // Национальный психологический журнал. 2015. № 3(19). С. 35-44.
  24. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991.  № 6.  С. 46-57.
  25. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1.  М.: Педагогика, 1989. 488 с.
  27. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959. 356 с.
  28. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 192 c.
  29. Сачков Ю.В. К синтезу парадигм (концепций) жесткой детерминации и вероятностной детерминации // Философия науки. Вып. 7: Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001. С. 148-175.
  30. Степанищев А.Ф. Становление постнеклассической философии в аспекте концепции детерминизма: Монография. Брянск: БГТУ, 2004. 240 с.
  31. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. С.249-295.
  32. Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 18-25.
  33. Черникова И.В. Типология науки в контексте современной философии науки // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 71-78.
  34. Швырев В.С. О соотношении познавательной и проектно-конструктивной функций в классической и современной науке // Познание, понимание, конструирование / Отв. ред. В.А.Лекторский. М.: ИФРАН, 2007. С. 30-47.
  35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика