Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования 800

Забродин Ю.М., доктор психологических наук, проректор по Учебно-методическому объединению, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, zabrodinym@mgppu.ru
Метелькова Е.И., доктор психологических наук, заместитель начальника отдела, Министерство образования и науки Российской Федерации, Москва, Россия, metelkova@mon.gov.ru
Рубцов В.В., доктор психологических наук, ректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rectorat@list.ru

Аннотация

Анализируются ключевые проблемы практической психологии образования, формулируются основные положения концепции развития психологической службы образования, которая рассматривается как один из важнейших элементов модернизации всей системы образования. На основе обобщения данных проведенного в 2006–2008 гг. мониторинга деятельности психологической службы образования России, анализа и систематизации исследовательских материалов разработана стратегия развития службы, которая определяет основные направления ее деятельности на период до 2020 г. Механизмом реализации данной стратегии должна стать предлагаемая обобщенная структурно-функциональная модель психологической службы образования. Варианты организации психологической службы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизированные с учетом региональных и иных контекстных особенностей, могут применяться при проектировании адресных версий психологической службы, которые ориентированы на различные контингенты обучающихся: одаренные дети и дети с задержками развития, дети-сироты и девиантные дети, дети с ОВЗ и дети, испытывающие трудности в обучении, и т. д. В статье подробно рассмотрен пример конкретной адресной модели работы с детской одаренностью.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 № 1662-р (далее – Концепция – 2020), в качестве одной из четырех приоритетных задач в сфере развития человеческого потенциала определена модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации (далее – Служба) является организованной системой связей (сплетение ролей и статусов, посредством которых профессиональное поведение педагога-психолога осуществляется и удерживается в определенных рамках) и норм, которая объединяет значимые ценности (разделяемые идеи и цели системы образования) и процедуры (стандартизованные образцы поведения педагогов-психологов в групповых процессах), удовлетворяющие основным потребностям системы образования. В соответствии с определением социальных институтов, сформулированным С.С. Фроловым, психологическая служба может быть отнесена к социальным институтам системы образования.  По определению В.В. Рубцова, эта служба решает главную задачу психологического обеспечения образования – задачу эффективной защиты детства и социально ответственного введения растущего человека в социальные институты общества.

Литература
  1. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / Рубцов В.В., Метелькова Е.И. и др.; отв. ред. Е.И. Метелькова. М.: ФПО России, 2008.  80 с.  
  2. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года  /Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. C. 69–82.
  3. Метелькова Е.И. Проблемы создания и развития организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт: Сб. материалов III Национальной научно-практической конференции / Под ред. В.В.Рубцова. М.: ФПО России, 2005.  
  4. Метелькова Е.И. Нормативные правовые основы деятельности Службы практической психологии образования // Психология и современное российское образование : Сб. материалов IV Всероссийского съезда психологов образования / Под ред. В.В.Рубцова. М.: ФПО России,  2008.   С. 120–121.
  5. Метелькова Е.И. Приоритетные задачи Службы практической психологии образования как инструмента социального развития // Российский научный журнал. 2010.  № 2. С. 16–18.
  6. Рубцов В.В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] //  Психолог и общество: диалог о взаимодействии: материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008.  С. 23–29.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика