Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов 221

Баева И.А., доктор психологических наук, Профессор кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Москва, Россия, irinabaeva@mail.ru
Шахова Л.И., Ассистент кафедры психологии Высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, 79600001472@yandex.ru

Аннотация

Представлен авторский подход к сопровождению психологической безопасности в образовательном процессе. Поскольку кадетские классы предъявляют повышенные требования к возможностям и ресурсам ребенка, задача сопровождения этих образовательных программ с точки зрения обеспечения психологической безопасности детей особенно актуальна. В исследованиипроверялось предположение о том, что программа сопровождения состояния психологической безопасности, реализующая риск-ресурсный подход и направленная на актуализацию/формирование компонентов психологической безопасности (удовлетворенность, защищенность, референтность, субъективное благополучие ребенка в кадетской образовательной среде, активность), будет эффективной при сопровождении кадетских образовательных программ. Апробация разработанной программы проводилась с учениками третьих кадетских классов (53 человека в экспериментальной группе и 26 человек в контрольной группе). На основе теоретического анализа были определены компоненты и критерии психологической безопасности младшего школьника. Методами опроса (анкетирование), тестирования, проективным методом обследованы дети, родители и учителя в кадетских классах для выявления исходного и итогового уровней психологической безопасности младших школьников. Для статистической обработки использовались кластерный и дискриминантный анализ, хи-квадрат для таблиц сопряженности, критерий знаков G. В статье описаны особенности программы, направленной на формирование и поддержание психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Определена ее эффективность по всем выбранным критериям с уровнем значимости не более p<0,005. Идеи формирующей программы могут быть использованы в практике психологической работы в школах, а также для дальнейших исследований психологической безопасности детей в образовательных средах школ разного типа и вида.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологическая безопасность младших школьников не только является актуальной темой психолого-педагогических исследований, но и все больше интересует практиков (учителей, педагогов-психологов). Состояние психологической безопасности позволяет ребенку наилучшим образом развиваться и учиться, быть успешным, получать удовольствие от обучения в школе, удовлетворять важные потребности (безопасность –  базовая потребность человека). Исследованиями доказано, что повышение состояния психологической безопасности в образовательной среде способствует гармонизации психологического здоровья ее субъектов [2; 4]. Забота о психологическом здоровье школьников становится обязательным для каждого образовательного учреждения и учителя, а психологическая безопасность – критерием оценки качества образования.

Литература
  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.СПб.: Союз. 2002. 271 с.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования// Психологическая наука и образование. 2012. №4. C. 11–17.
  3. Баева И.А., Шахова Л.И.Риск-ресурсный подход к сопровождению психологической безопасности младших школьников// Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения: Сб. науч. статей/ Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. М., МГППУ, 2014.  С. 10–13.
  4. Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59067.shtml (дата обращения: 19.08.2016).
  5. Гордиенко М.В. Подготовка учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №82 (2). С.44–53.
  6. Дрокова С.В., Кургак Е.А. Психологическая безопасность школьной среды в переживаниях младших школьников и старшеклассников// Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. 2007.№ 1. С. 87–98.
  7. Костина Л.М. Определение ведущего элемента структуры психологической безопасности личности первоклассников//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 172–173.
  8. Мириманова М.С., Леонова Т.А. Агрессия и социальный интеллект младших школьников в оценке безопасности образовательной среды// Психология обучения. 2014. № 7. С. 67–78.
  9. Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения// Человек и образование. 2014. №1 (38). С.56–60.
  10. Шахова Л.И. Исследование структуры психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 58–63.
  11. Шахова Л.И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 159–169.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика