Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе 1470

Филиппова Г.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет», Москва, Россия, filippova_galina@mail.ru
Абдуллина С.А., педагог-психолог, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №1989 (ГБОУ СОШ №1989), Москва, Россия, abdullina.sa@mail.ru

Аннотация

В рамках концепции онтогенеза родительской сферы, а также деятельностного подхода анализируется понятие «внутренняя позиция родителя». Обсуждается гипотеза о возникновении первичной ВПР в дорепродуктивный период, особенностях ее содержания и формирования ее компонентов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, младших школьников и подростков. В исследовании приняли участие 200 детей (94 девочки, 106 мальчиков; 85 детей в возрасте от 3 до 5 лет, 53 ребенка в возрасте от 8 до 9 лет, 62 ребенка в возрасте от 15 до 17 лет). В качестве методического инструментария использовался эксперимент, врамках которого создавались условия для индивидуальной игры в куклы и режиссерской игры, а также проективные и тестовые методики. В результате исследования были выделены особенности формирования внутренней позиции родителя в онтогенезе, описано содержание ее компонентов и динамика их развития. Полученные данные могут быть применены в составлении развивающих, профилактических и коррекционных программ, направленных на формирование родительской сферы у детей в детских садах, школах, а также у студентов, в семейных центрах.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современных исследованиях показано, что личностные основы родительства формируются в течение всей жизни человека [2; 9]. Влияние на формирование родительской сферы оказывает опыт взаимодействия с родителями, сверстниками, младшими детьми и другими людьми, который возникает до рождения собственных детей. Однако исследований, направленных на изучение формирования родительской сферы у детей, практически не существует. Остается малоизученным, как формируются родительские качества в онтогенезе, как они воспитываются, начиная с раннего детства, что влияет на то, какими родителями мы станем в будущем.

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: Науч. монография. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 262 с.
  3. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
  5. Николаева В.В., Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Структура и содержание внутренней материнской позиции у беременных женщин // Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии. М., 2005. C. 40–43.
  6. Пальцева Т.В. Психологические условия становления и развития репродуктивных установок в детско-юношеском возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 156 с.
  7. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия: Дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 225 с.
  8. Поливанова К.Н.Современноеродительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. №3. C. 1–11. doi: 10.17759/psyedu.2015070301.URL: http://psyedu.ru/journal/2015/3/Polivanova.phtml (дата обращения: 24.12.2015).
  9. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб.пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 238с.
  10. Шаграева О.А. Ориентировочная деятельность в структуре психологической компетентности родителей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. №11.C. 86–89.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика