Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Дифференциально-психологический и психофизиологический подходы к организации обучения в современной школе * 246

Кабардов М.К., доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института Российской академии образования, заведующий кафедрой общей психологии, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, kabardov@mail.ru
Аминов Н.А., кандидат психологических наук, Ведущий сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, aminov.pirao@yandex.ru
Жамбеева З.З., Ведущий сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, zarema-z@mail.ru
Бурмистрова Е.В., кандидат психологических наук, Доцент, кафедра Психологического консультирования, Моско́вский госуда́рственный областно́й университе́т, Москва, Россия, katerina64@list.ru
Беданокова А.К., Младший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института Российской академии образования, asieta@mail.ru

Аннотация

Показаны предпосылки и специфика применения дифференциально-психологического и психофизиологического подходов к организации обучения в современной школе. Выявлены проблемы использования процесса индивидуализации и дифференциации обучения, обоснована необходимость учета индивидуальных возможностей обучающего, индивидуального стиля педагогической деятельности, а также особенностей используемого педагогом метода в ходе обучения на современном этапе развития образования. Представлены преимущества и недостатки трех парадигм обеспечения обучения и воспитания школьников в современной школе в контексте образовательных и личных потребностей участников процесса обучения. Исследование показало, какое влияние могут оказывать средовые факторы (в первую очередь представления учителя о способностях своих подопечных, т.е. оценка успеваемости учителями) на результаты ЕГЭ. Выявлено, что навыки и способности учителя также играют важную роль в процессе обучения. По мнению авторов, эффективность процесса обучения зависит от «валентности» следующих трех факторов по отношению друг к другу и их вариативности: стиля деятельности учителя, стиля обучения (типы методик преподавания или технологий обучения), индивидуальных стратегий овладения знаниями, умениями, навыками.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С изменениями социальных требований к повышению качества образования формируются новые требования к оценке профессионального мастерства педагога. А именно: введение объективного критерия (Государственной итоговой аттестации – ГИА) оценки успешности учащихся обусловливает необходимостьразработки новой системы оценок эффективности педагогического трудаили мастерства, что требует теоретического переосмысления понятий педагогических способностей, одаренности и мастерства учителя при смене модели обучения. Одним из наиболее актуальных вопросов становится выявление оптимального сочетания психологических и психофизиологических черт современного учителя, что обеспечивает максимальную эффективность преподавательской деятельности, с одной стороны, и высокую мотивацию, отсутствие профессионального выгорания, сохранение психосоматического здоровья учителя – с другой.

Литература
  1. Аминов Н.А. Психодиагностика специальных способностей у преподавателей средней и высшей школы. М.: Изд-во МГОУ, 2013. 165 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1997. 480 с.
  3. Кабардов М.К. Система «учитель–метод–ученик»: дифференциально-психологические и психофизиологические аспекты // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию психологического института им. Л.Г. Щукиной. М., 1999. C. 129–145.
  4. Кабардов М.К. «Учитель–метод–ученик»: благоприятное соответствие // Психология в вузе. 2012. № 2. С. 23–27.
  5. Карне М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. 367 с.
  6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Москва-Нальчик, 1996.96 с.
  8. Маркус Ф.Н. Доказательство ухудшения стандартов образования. М.: Педагогика, 1991. 270 с.
  9. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. 240 с.
  10. Суд над системой образования: Стратегия на будущее. М.: Педагогика, 1991. 264 с.
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 1 сентября 2013 г.)[Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/441379/ (дата обращения: 25.12.2016).
  12. Gronlund N.E. Measurement and Evaluation in Teaching. N.Y., L., 1976.153p.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика