Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6897Ключевые слова 16365 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологические аспекты мотивации учебно-профессиональной деятельности на разных этапах и уровнях обучения 239

Марков Д.О., Аспирант кафедры управления факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, do.markov@gmail.com

Аннотация

Представлен теоретический обзор как отечественных (Т.О. Гордеева, А.Г. Бугрименко, О.А. Чаденкова и др.), так и зарубежных (Р. Райан и Э. Дэси, А. Эллиот и Х. Макгрегор и др.) подходов, классификаций и исследований мотивации учебно-профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется социально-психологическим характеристикам данной мотивации: внешней обусловленности ее структурных компонентов, в том числе и мотивации достижения, механизмам ее формирования в изменяющихся условиях социальной среды, а также характеру взаимосвязей социально-психологических характеристик личности, в особенности процессов социально-психологической адаптации, с параметрами ее мотивационной сферы. В статье рассматриваются исследования влияния как внешней учебной среды (М. Бокартц и др.), так и внутренних установок личности (К. Двэк, А. Бандура) на становление и развитие мотивации обучения. Описываются исследования динамики мотивации учебно-профессиональной деятельности на различных этапах образовательного процесса.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Мы рассмотрим подходы и исследования мотивации учебно-профессиональной деятельности в работах как отечественных (Т.О. Гордеева, А.Г. Бугрименко, О.А. Чаденкова и др.), так и зарубежных (Р. Райан и Э. Дэси, К. Двэк и др.) ученых, а также исследования мотивационной среды (М. Бокартц и др.). Особое вниманиеуделим социально-психологическим аспектам данной мотивации: внешней обусловленности ее структурных элементов, в том числе и мотивации достижения, механизмам формирования мотивации в изменяющихся условиях социальной среды, особенностям взаимосвязи социально-психологических характеристик индивида, например социально-психологической адаптации, со свойствами его мотивации.

Литература
  1. Анонова С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе // Вестник Бурятского гос.ун-та. 2015. № 5. С. 43–48.
  2. Бандура А. Теория социального научения: Пер. с англ./ Под ред. Н.Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  3. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. С. 20–31.
  4. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. 64 с.
  5. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2006. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2006/n4/Bugrimenko.shtml (дата обращения: 24.06.2016).
  6. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы и условия развития: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2013. 46 с.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.
  8. Киселева Н.С. К вопросу о влиянии социально-психологической адаптации в вузе на учебно-профессиональную мотивацию студентов // Материалы XIV международной научной конференции «Царскосельские чтения»: В 3 т. Т. 3. (г. Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2010 г.). СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 77–81.
  9. Левин К. Динамическая психология / Пер. с нем. и англ. Е. Патяевой, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. 576 с.
  10. Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер. с англ. А. Богачева, З. ЗамчукЕ. Трифоновой, Е. Трофимова, Е. Ильина. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
  11. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (дата обращения: 24.06.2016).
  12. Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1976. 479 с.
  13. Попова Е.С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 69–82.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. С. Дмитриева, Д. Леонтьева, Е. Патяевой, С. Шапкина, А. Шапкиной. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 864 с.
  15. Чаденкова О.А. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. Самара: Самар. гуманитар. акад., 2004. 36 с.
  16. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Логос, 1994. 155 с.
  17. Dweck C. Mindsets: developing talent through a growth mindset [Электронныйресурс] // USOC Olympic Coach E-Magazine. 2009. URL:http://assets.ngin.com/attachments/document/0005/2397/Mindsets.pdf(дата обращения: 18.01.2016).
  18. Elliot A.J., McGregor H.A. A 2x2 Achievement goal framework [Электронныйресурс] // Journal of Personality and Social Psychology. 2001.№ 80 (3). URL: https://selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2001_ElliotMcGregor.pdf(дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1037/0022-3514.80.3.501.
  19. Jovanovic D.,Matejevic M. Relationship between rewards and intrinsic motivation for learning – researches review [Электронныйресурс] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 149. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814050009(дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1016/j.sbspro.2014.08.287.
  20. Panisoara G.et al. The influence of reasons approving on student motivation for learning [Электронныйресурс] // Proceedings of the 7th World Conference on Educational Sciences (Greece, Athens, 05-07 February 2015). URL:http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815043839 (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1016/j.sbspro.2015.07.382.
  21. Poondej C., Lerdpornkulrat T. Relationship between motivational goal orientations, perceptions of general education classroom learning environment, and deep approaches to learning [Электронныйресурс] // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2016.№ 37 (2). URL:http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2452315116300091 (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1016/j.kjss.2015.01.001.
  22. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: classic definitions and new directions [Электронныйресурс] // Contemporary Educational Psychology. 2000.№ 25. URL:http://selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2000_RyanDeci_IntExtDefs.pdf (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1006/ceps.1999.1020.
  23. Ryan R.M., Deci E.L., Koestner R. Extrinsic rewards and intrinsic motivation in education: reconsidered once again // Review of Educational Research. 2001. Vol. 71 (1).P. 1-27. doi:10.3102/00346543071001001.
  24. Stirling D. Motivation in education [Электронныйресурс] // Learning Development Institute. 2014. URL: http://www.learndev.org/dl/Stirling_MotEdu.pdf (дата обращения: 26.06.2016).
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика