Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие коммуникативной компетентности подростка средствами диалога с виртуальным собеседником 1014

Маслова А.А., педагог-психолог, ЧУ СОШ «Кладезь», Москва, Россия, Annetta888@yandex.ru
Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru
Максимов А.И., доцент кафедры источниковедения, Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ), Москва, Россия, a.i.maks@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены возможности развития коммуникативной компетентности современного подростка с использованием программных средств моделирования диалога, таких как виртуальные собеседники и экспертные системы. Показаны принципы организации информационных ресурсов, применимых для формирования коммуникативной компетентности подростков. Проанализированы коммуникативные трудности подросткового возраста, выявленные при обследовании учащихся частной школы «Кладезь» г. Москвы, выделены определенные категории проблем, с которыми подростки сталкиваются в межличностных отношениях. На основании исследования коммуникативных трудностей подростков составлены коммуникативные задачи, которые предоставляются подростку виртуальным собеседником и выступают как опосредствование развития коммуникативной компетентности подростка. Выявленное содержание используется при наполнении информационного ресурса, создаваемого в качестве средства развития общения, успешность которого обусловлена уровнем развития коммуникативной компетентности подростка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Социальная ситуация развития подростка в современном обществе во многом отличается от тех условий, в которых подросток развивался в недавнем прошлом. За последнее десятилетие значительно расширились возможности информационной среды, и, следовательно, изменились условия развития подростков. Неотъемлемой частью социальной ситуации развития подростка стал Интернет. Опрос Фонда развития Интернета, проведенный в Москве, показал, что не пользуются Интернетом лишь 1–2 % опрошенных школьников [16]. Аналогичный опрос был проведен в разных населенных пунктах России. По данным этого опроса,каждый восьмой российский подросток (в возрасте 14–17 лет) «живет» в Интернете [15].

Литература
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. статья Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  2. Болотова Л.С.Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях. М.: Финансы и статистика, 2012. 664 с.
  3. Джексон П. Введение в экспертные системы. М.: Вильямс, 2001. 624 с.
  4. Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_1_3262.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.
  6. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Jilinskaya.phtml дата обращения: 12.08.2015).
  7. Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL:http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_4_3120.pdf (дата обращения: 17.08.2015).
  8. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  9. Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков мегаполиса [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып. 1. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/1/city-children-in-internet_1.pdf (дата обращения: 17.08.2015).
  10. Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей Интернета [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/2/research1_2.pdf (дата обращения: 17.08.2015).
  11. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. Рига: Эксперимент, 1995. 239с.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  14. Amichai-Hamburger Y., Furnham A. The Positive Net// Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 1033–1045.
  15. Moreno-Manso J.M.at al.Communicative competence and the facilitating and perturbing factors in the socialisation of immigrant students// Children and Youth Services Review. 2013. № 5. P. 865–870.
  16. Voiskounsky A.E. Internet addiction in the context of positive psychology// Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P. 541–549.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика