Ценностно-смысловые барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых*

657

Аннотация

Раскрывается содержание ценностно-смысловых барьеров, которые приобретают определенную специфику в научно-исследовательской деятельности и влияют на формирование смыслообразующей исследовательской мотивации молодых ученых. Предполагается, что такие барьеры обусловлены рассогласованностью между доминирующими ценностями и степенью их реализации у молодых исследователей. Выборку респондентов составили 88 начинающих ученых: аспиранты (65 человек) и магистры (23 человека) Томских вузов, в возрасте от 21 до 35 лет. В качестве методов исследования были использованы расширенная интерпретация методики М. Рокича (предлагаемая М.С. Яницким и А.В. Серым), методы статистического анализа результатов (анализ частот, критерий Манна–Уитни). Представлены актуальные ценностные ориентации молодых ученых. Выявлены гендерные различия в ценностно-смысловой сфере. Определены различия в доминирующих ценностях у аспирантов и магистров. Установлено рассогласование в степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей, указывающее на нарушения ценностно-смысловой сферы личности молодых ученых. Результатыдополняют научные представления о ценностно-смысловых барьерах в научно-исследовательской деятельности молодых ученых.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-16-70001.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностно-смысловые барьеры, научно-исследовательская деятельность , молодые ученые

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090106

Для цитаты: Шабаловская М.В., Бохан Т.Г., Радишевская Л.В., Ульянич А.Л. Ценностно-смысловые барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 54–65. DOI: 10.17759/psyedu.2017090106

Фрагмент статьи

В процессе научно-исследовательской деятельности в вузе предполагается развитие исследовательской компетентностиспециалиста, которая является интегральной характеристикой личности, определяющей способность решать научные проблемы с учетом приобретенных теоретико-методологических знаний в конкретной областинауки, профессионального и жизненного опыта,ценностей и интересов личности[9].

Литература

  1. Алимова Е.Е., Савченко А.Б. Ценностно-смысловые барьеры как педагогическая проблема // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 3. С. 93–100.
  2. Балымова И.В. Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении:Автореф. …канд. психол. наук. Казань, 2008. 26 с.
  3. Бохан  Т.Г. и др. Ресурсы и дефициты психологической готовности к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. №2. C. 198–208. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Bohan_et_al.phtml (дата обращения: 15.08.2016).
  4. Клочко В.Е.Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.
  5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский гос. ун-т, 2009. 240 с.
  6. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия.  М.: Изд-во МГУ, 1994. 274 с.
  7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл,1992. 17 с.
  8. Осипова А.А., Прокопенко М.В. К вопросу о функциональном анализе психологического барьера // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 2. С. 9–16.
  9. Послевузовское профессиональное образование: содержание обучения в аспирантуре по педагогическим специальностям: Метод. пособие / Авт.-сост. А.Н. Бакушина. СПб.: СПбАППО, 2008. 273 с.
  10. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский гос.  ун-т,1999. 90 с.
  11. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.
  12. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. №5. С. 18–33.
  13. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  14. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: Учеб. пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. 102 с.

Информация об авторах

Шабаловская Марина Владимировна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей и дифференциальной психологии, Сибирский государственный медицинский университет (ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России), доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ), Томск, Россия, e-mail: m_sha79@mail.ru

Бохан Татьяна Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1454-3869, e-mail: btg960@sibmail.com

Радишевская Любовь Вячеславовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия, e-mail: Radishevskaya_LV@sibmail.com

Ульянич Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Том¬ский государственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-3756, e-mail: fiale@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2047
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 657
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2