Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу

1613

Аннотация

Обсуждается проблема метапредметных компетентностей и, в частности, их коммуникативный компонент. Рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» и описываются методики исследования компонентов коммуникативной компетентности. Поднимается вопрос о влиянии психолого-педагогической адаптации учащихся к основной школе на формирование коммуникативного компонента метапредметных компетентностей. Описывается исследование степени развитости компонентов коммуникативной компетентности у учащихся пятых классов двух образовательных комплексов города Москвы (167 человек). Проводится качественный анализ полученных данных и делается вывод об уровне развития коммуникативной компетентности учащихся при переходе из начальной в основную школу. Особое внимание уделяется коммуникативным умениям и навыкам, развитие и формирование которых вызывает трудности у учащихся. Делается вывод о необходимости разработки психолого-педагогической программы по формированию и развитию коммуникативного компонента метапредметных компетентностей.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, метапредметная компетентность, коммуникативная компетентность, школьная адаптация, младшие подростки, компоненты коммуникации, коммуникативные умения и навыки, совместная учебная деятельность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090205

Для цитаты: Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 48–56. DOI: 10.17759/psyedu.2017090205

Фрагмент статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) базируется на основополагающих психолого-педагогических подходах в отечественной науке: системе развития в обучении (Л.С. Выготский) и системно-деятельностном подходе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Ключевыми отличиями ФГОС ООО от предыдущих образовательных стандартов являются требования к «портрету выпускника» начальной и основной школы.

Литература

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 47 с.
  2. Божович Е.Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 64–76.
  3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
  4. Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. 2007. № 2. С. 27–32.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  6. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 5. № 3. С. 59–65.
  7. Жуков Ю.М. Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие: программа спецкурса. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 96 с.
  8. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: Метод. пособие. Красноярск: Торос, 2007. 136 с.
  9. Заречная А.А. Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psuedu.ru/journal/2015/n1/Zarechnaya.phtml (дата обращения: 1.04.2017).
  10. Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 125–139.
  11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. N 1897 [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 25.03.2017).
  12. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования psyjournals.ru. 2011. № 4. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56247.shtml (дата обращения: 1.04.2017).
  13. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17–31.

Информация об авторах

Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2934-5657, e-mail: egorenkota@mgppu.ru

Безрукавный Олег Сергеевич, преподаватель, кафедры школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vuda1987@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2537
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1613
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11