Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте

3289

Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования особенностей развития познавательной активности дошкольников. Проверялась предложенная авторами гипотеза, согласно которой проявление содержательного и динамического компонентов познавательной активности имеет свои особенности на разных возрастных этапах дошкольного детства. В рамках исследования проанализирован диагностический инструментарий, используемый для изучения познавательной активности дошкольников, и определены методики исследования. Выявлены возрастные особенности проявления динамического и содержательного компонентов познавательной активности. Определено, что к концу дошкольного возраста познавательная активность выражается больше в вербальной форме, чем на уровне продуктивных действий. Полученные результаты могут быть использованы в процессе построения образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: развитие дошкольников, познавательная активность, возрастные особенности, психологическая диагностика, диагностика развития познавательной активности

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090203

Для цитаты: Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 25–37. DOI: 10.17759/psyedu.2017090203

Полный текст

 

Потребность общества в формировании творческой активной личности ставит перед практикой дошкольного образования новые задачи. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» одно из ключевых требований современного образования сформулировано следующим образом: «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности...» [4]. То есть особый акцент делается на формировании процессов, предшествующих решению задач и реализации деятельности и обеспечивающих их успешность. В основе успешности человека практически во всех видах деятельности лежит стремление осуществить широкую ориентировку - узнать как можно больше, проникнуть в суть исследуемого объекта или явления, выявить его свойства и характеристики. В дошкольном возрасте это становится возможным благодаря проявляемой ребенком познавательной активности.

В отечественной психологии основы современного подхода к изучению познавательной активности были заложены трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых показана неразрывная связь деятельности личности и ее активности. Несмотря на то, что многие ученые уже уделяли внимание изучению познавательной активности дошкольников (Д.Б. Богоявленская, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, Г.И. Щукина, J. Berlyne, C. Hutt, H. Keller, R. Sternberg, J.S. Renzulli и др.), на сегодняшний день нет однозначного толкования этого термина. Термин «познавательная активность» пересекается с такими близкими понятиями, как «умственная и интеллектуальная активность», «инициативность», «любознательность», «познавательный интерес», «надситуативная активность», «познавательная инициатива».

Среди исследований познавательной активности основную массу составляют работы, которые выявляют факторы, влияющие на ее развитие. В качестве таковых выделяют, в частности, общение (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Серебрякова и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (В.Д. Небылицин, Н.С. Лейтес и др.), особенности образовательной ситуации (Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова и др.).

О роли познавательной активности в развитии ребенка позволяют говорить исследования детской одаренности. Практически все авторы, занимающиеся этой проблемой (Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер, В.С. Юркевич, И.А. Бурлакова и др.), важную роль в структуре умственной одаренности дошкольников, наряду с такими компонентами, как общие познавательные и творческие способности, отводят любознательности, умственной активности, которая может проявляться в разных формах и разных сферах.

Успешность образовательной работы с детьми во многом зависит от правильно подобранных форм и методов, которые, в первую очередь, определяются возрастными особенностями проявления той или иной характеристики. Исследований в сфере познавательной активности достаточно много, однако практически нет исследований, позволяющих говорить о возрастных особенностях этой активности на этапе дошкольного детства. В ситуации, когда речь идет о целенаправленном формировании познавательной активности, такая информация приобретает первоочередное значение.

Диагностика развития познавательной активности

Для выявления возрастных особенностей познавательной активности детей дошкольного возраста прежде всего необходимо подобрать адекватный инструментарий. Практически все существующие на сегодняшний день методики диагностики познавательной активности - это исследовательские методики, направленные на выявление тех или иных особенностей проявления познавательной активности. Они не имеют стандартизированной системы оценок, но позволяют с помощью предложенных критериев определить у ребенка наличие и степень выраженности изучаемой характеристики.

Существующие диагностические методики познавательной активности можно разделить на три группы.

Первую группу составляют диагностические методики, основанные на анализе задаваемых детьми вопросов. Это могут быть спонтанно задаваемые вопросы или спровоцированные определенными ситуациями, но все они рассматриваются как показатель степени выраженности познавательной активности (И.А. Сорокина, И.А. Бурлакова, Н.Б. Шумакова, Т.А. Серебрякова и др.).

Вторую группу составляют диагностические методики, в основе которых лежит наблюдение за детьми в процессе деятельности. С помощью этого метода, как правило, оценивают степень притягательности для ребенка различных видов деятельности или предметов, интенсивность проявления познавательных действий, эмоциональную окрашенность и др. (О.В. Прозорова, Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина и др.). В последнее время появились карты развития ребенка, основанные на наблюдении по выделенным параметрам, которые, в том числе, позволяют оценить уровень развития познавательной активности (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова, Е.К. Ягловская и др.) [2].

Третью группу методик, направленных на оценку познавательной активности дошкольника, составляют так называемые экспериментальные методики. Это очень многочисленная и разрозненная группа, но объединяет все методики то, что они предполагают создание экспериментальной ситуации, в которой ребенок выполняет определенные задания (М.В. Матюхина, Н.В. Пророк, Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич, Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова и др.) [1].

Существующие на сегодняшний день диагностические методики позволяют оценить развитие познавательной активности детей на протяжении дошкольного возраста, а недостаточное количество информации по данному вопросу делает такое исследование актуальным и востребованным практикой дошкольного образования.

Экспериментальное исследование особенностей познавательной активности дошкольников

В нашем исследовании мы, вслед за авторами, изучавшими проблему познавательной активности в дошкольном возрасте, рассматриваем ее как стремление ребенка к познавательной деятельности, стремление выявить возможности действия с новыми объектами и в новых ситуациях.

На основании теоретического анализа литературы мы предположили, что познавательная активность, а именно проявление ее динамического и содержательного компонентов, имеет особенности на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие 100 детей четырех возрастных групп детского сада (3-4 года; 4-5 лет; 5-6,5 лет; 6,5-8 лет): 57 девочек и 43 мальчика. Исследование проводилось на базе структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 2048» Москвы.

В качестве инструментария для исследования особенностей проявления познавательной активности были использованы методики: «Вопросы к картинкам» И.А. Бурлаковой [1]; «Кубики» Н.С. Денисенковой и Е.Е. Клопотовой [1].

Методика «Кубики» направлена на определение уровня развития содержательного и динамического компонентов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

В основу методики положена доступная и свойственная ребенку дошкольного возраста деятельность - конструирование. Эта форма проведения позволяет фиксировать все манипуляции, производимые ребенком с материалом, и таким образом отслеживать все проявления его познавательной активности.

В качестве диагностического материала используется набор из четырех кубиков, стороны которых оклеены так, что предполагают разные способы действия (сложение картинки, конструирование из кубиков как из строительного материала, сложение разнообразных орнаментов, конструирование с учетом изображений на сторонах кубиков, использование кубиков для разыгрывания сюжетной игры, придумывание игры с правилами на основании данных кубиков). Данный диагностический материал позволяет создать ситуацию с большим количеством возможных способов действия и отсутствием единственного правильного варианта. Она, по мнению авторов, должна создавать условия для проявления познавательной активности ребенка.

При оценке выполнения задания учитывается проявление содержательного и динамического компонентов познавательной активности. Содержательный компонент оценивается по количеству использованных ребенком способов действия, существующих в ситуации. Динамический компонент оценивается по количеству вариантов (способы могут повторяться), сделанных ребенком.

Помимо количественной оценки уровня развития динамического и содержательного компонентов в рамках данной методики можно выявить некоторые качественные особенности проявления познавательной активности: заинтересованность новой ситуацией; высокий эмоциональный фон в ситуации поиска новых способов действия; стремление не повторять уже обнаруженные способы действия; способность замечать новые возможности действия, появляющиеся в процессе простого манипулирования с кубиками.

Методика «Вопросы к картинкам» направлена на выявление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в вербальной форме. Сочетание принципов метода «креативного поля» Д.Б. Богоявленской в данной методике позволяет дошкольникам, с одной стороны, освободиться от необходимости творить (если такой потребности нет), а с другой - проявить инициативу.

В качестве материала используются две сюжетные черно-белые картинки, не перегруженные деталями.

Детей просят придумать вопросы по содержанию картинок, которые предъявляются испытуемому последовательно.

При оценке выполнения задания интегрировано учитываются два показателя: продуктивность - количество придуманных вопросов к картинке, содержательность - качество этих вопросов.

Именно качественная характеристика вопросов служит наиболее важным показателем.

Результаты выполнения заданий распределяются по трем уровням.

Высокий уровень. Он определяется преимуществом (по количеству) содержательных вопросов, благодаря которым можно раскрыть суть, основное содержание изображенной ситуации (куда бегут? о чем думают? о чем спрашивает учитель?).

Средний уровень. Ему соответствует преимущественное количество «формальных» вопросов, относящихся к категории описательных, т. е. предполагаемые ответы на них в совокупности составили бы описание изображенной на картинке ситуации (кто изображен? что они делают? что у этой обезьянки в руке? и т. п.).

Низкий уровень. Для него характерны отказ от выполнения заданий или подмена экспериментальной задачи своей (описание картинки), а также вопросы, связанные с условностью изображенной ситуации (как обезьянка читает книгу? почему лисичка в юбочке и с бантиком? почему обезьянки в школе? и т. п.) [1].

Таким образом, выбранный нами инструментарий является взаимодополняемым, необходимым и достаточным для достижения поставленной в данном исследовании цели, поскольку позволяет выявить особенности проявления познавательной активности на разных возрастных этапах дошкольного детства, в том числе и у младших дошкольников, а также исследовать специфику проявления познавательной активности как в продуктивной, так и в вербальной форме.

Проведение экспериментального исследования и анализ результатов

С целью выявления возрастных особенностей содержательного и динамического компонентов познавательной активности в продуктивной форме проявления во всех возрастных группах была проведена методика «Кубики». Эта методика ранее была модифицирована нами, что позволило исследовать познавательною активность детей младшего дошкольного возраста [3].

В этой группе процедура проведения имела ряд особенностей. Учитывая специфику возраста, основной задачей стало выявление инициативы детей в исследовании нового материала. Для этого кубики предъявлялись детям наряду с другим игровым материалом (пирамидка, матрешка, конструктор Lego, образные фигурки) без специальной инструкции. Такое предъявление давало возможность оценить инициативу ребенка в привлечении нового материала, а также в изучении возможностей действования с ним. Только если ребенок не обращал внимания на кубики, взрослый предлагал посмотреть, что это, и поиграть с ними. После первой пробы, если ребенок сам не продолжал действовать с кубиками, взрослый спрашивал, что еще с ними можно сделать. Далее процедура обследования проводилась так же, как и со старшими дошкольниками.

Обработка результатов в этой группе также имела свою специфику. Инициатива ребенка в обращении к новому игровому материалу дополнительно оценивалась по 3­балльной шкале. Отсутствие интереса к кубикам оценивалось в 0 баллов. Если ребенок выделял их в качестве нового материала, проявлял нестойкий интерес, то он получал 1 балл. Если ребенок обращал внимание на кубики, спрашивал, что это и как с ними играть, продолжая самостоятельно исследовать возможности игры, то он получал 2 балла. Данный результат входил в оценку динамического компонента познавательной активности.

Полученные количественные результаты по каждому компоненту познавательной активности представлены на рис. 1 и 2.

 

Рис. 1. Результаты проявления динамического компонента во всех возрастных группах: - младшая группа; - средняя группа;   - старшая группа;   - подготовительная группа

Рис. 2. Результаты проявления содержательного компонента во всех возрастных группах:  - младшая группа;  - средняя группа;  - старшая группа;   - подготовительная группа

Как видим, большинство детей младшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития содержательного и динамического компонентов познавательной активности. Значительная часть младших дошкольников при обращении с новым игровым материалом продемонстрировали способность использовать кубики двумя-тремя способами, при этом количество вариантов внутри каждого способа варьировалось от двух до четырех, что соответствует среднему уровню проявления динамического и содержательного компонентов познавательной активности в данном возрасте. Дополнительно важно отметить, что 60 % младших дошкольников проявили инициативу в исследовании нового материала.

В средней группе показатели развития содержательного и динамического компонентов познавательной активности выше, чем у младших дошкольников. Дети использовали больше способов действий с кубиками и вариантов внутри каждого способа. 50 % детей этого возраста имеют средний уровень проявления содержательного компонента и 50 % показывают высокий уровень. По показателям динамического компонента средний уровень имеют уже 70 % детей.

В старшей группе чуть больше половины детей (57 %) по показателю содержательного компонента находятся на высоком уровне, остальная часть детей имеют средний уровень развития. И практически все дети (90 %) по показателю динамического компонента познавательной активности находятся на среднем уровне. В этой группе дети демонстрируют большое количество способов действия с кубиками (от трех до пяти) и в целом около 10 вариантов действий с ними.

В подготовительной к школе группе мы видим некоторое снижение по показателю содержательного компонента познавательной активности относительно результатов детей старшей группы. Чуть больше половины детей находятся на среднем уровне, у остальной части - высокий уровень проявления данного компонента. Показатели проявления динамического компонента практически совпадают с данными показателями в старшей группе. Дети также в большинстве своем демонстрируют общее количество вариантов действий с кубиками, соответствующее среднему уровню.

Сравнивая результаты детей всех возрастных групп, можно отметить, что показатели содержательного компонента познавательной активности совершают наибольший количественный скачок в среднем дошкольном возрасте, а в старшем дошкольном возрасте уже не проявляют существенной динамики. По показателю динамического компонента познавательной активности мы наблюдаем наибольшее изменение в старшем дошкольном возрасте. Дети оказываются способными осуществлять большее количество вариантов действий с кубиками внутри каждого выделенного ими способа действия. Это может быть обусловлено развитием умственных средств и конструктивных навыков у детей в старшем дошкольном возрасте.

Для обработки и проверки статистической значимости полученных результатов были применены методы математической статистики и дисперсионный анализ. В результате было выявлено, что полученные на данной выборке результаты соответствуют кривой нормального распределения. Были подсчитаны и определены средние значения проявления содержательного и динамического компонентов в каждой возрастной группе. Полученные данные проиллюстрированы на рис. 3 и 4.

Рис. 3. Динамика развития динамического компонента познавательной активности в дошкольном возрасте

Рис. 4. Динамика развития содержательного компонента познавательной активности в дошкольном возрасте

На графиках видна положительная плавная динамика в развитии динамического компонента познавательной активности, тогда как развитие содержательного компонента имеет свой пик к началу старшего дошкольного возраста, а к концу наблюдается небольшой спад в динамике.

Была выявлена и обоснована корреляция между возрастом детей и показателями познавательной активности: по динамическому компоненту коэффициент корреляции равен 0,95, а по содержательному компоненту - 0,84.

Определение дисперсии внутри каждой возрастной группы позволило обосновать зависимость уровня развития познавательной активности от возраста детей. Наименьший разброс значений наблюдается в младшей и подготовительной группах. Это свидетельствует о детерминанте возрастных особенностей развития познавательной активности в этих возрастах. Наибольшая дисперсия наблюдается в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет). Это дает основание предположить, что в этом возрасте на развитие познавательной активности влияют с равной степенью возрастные особенности и педагогические условия формирования этой активности.

Полученные показатели корреляции между возрастом детей и уровнем познавательной активности по методике «Кубики» были проверены на статистическую значимость по методу ANOVA. Для динамического компонента значение P составило 0,004, а для содержательного компонента - 0,03. Полученные значения входят в границу статистически значимых показателей, что подтверждает значимость полученных ранее результатов.

Отсутствие существенных особенностей проявления познавательной активности в старшей и подготовительной группах, возможно, связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте познавательная активность может проявляться в большей степени в вербальной форме.

Для проверки нашего предположения со старшими дошкольниками была проведена методика «Вопросы к картинкам».

Оценка развития познавательной активности по этой методике проводилась по двум показателям «Продуктивность» (общее количество заданных ребенком вопросов) и «Содержательность» (качество задаваемых вопросов). Эти показатели соответствуют динамическому и содержательному компонентам познавательной активности, описанным в исследовании Н.С. Денисенковой и Е.Е. Клопотовой [1].

На рис. 5 и 6 представлены результаты проявления познавательной активности по обоим компонентам в старшей и подготовительной группах.


Рис. 5. Проявление познавательной активности по показателю «Продуктивность» в старшей и подготовительной к школе группах:  - старшая группа;   - подготовительная группа

Рис. 6. Проявление познавательной активности по показателю «Содержательность» в старшей и подготовительной к школе группах:   - старшая группа;   - подготовительная группа

В старшей группе большинство детей задают небольшое количество вопросов по картинкам (что соответствует низкому и среднему уровням динамического компонента). А по «Содержательности» в этой группе преобладают вопросы низкого уровня, связанные с условностью изображенной ситуации (41 %), хотя уже начинают появляться вопросы среднего уровня, носящие описательный характер (32 %), и вопросы высокого уровня, направленные на прояснение изображенной ситуации (27 %).

В подготовительной к школе группе уже значительная часть детей (44 %) оказываются способными задавать большое количество вопросов высокого уровня, которые направлены на содержание, лежащее за пределами изображенной ситуации.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке.

Подсчитаны средние значения по следующим показателям:

■ «Продуктивность». Учитывалось общее количество заданных ребенком вопросов (проявление динамического компонента познавательной активности);

■    «Содержательность». Учитывались три показателя качественного анализа содержания вопросов - наличие вопросов только низкого уровня, появление вопросов среднего уровня, появление вопросов высокого уровня (проявление содержательного компонента познавательной активности).

На рис. 7 представлены результаты статистической обработки полученных данных, которые отражают динамику проявления познавательной активности в вербальном плане по обозначенным выше показателям в старшей и подготовительной группах.

Рис. 7. Проявление познавательной активности в вербальном плане в старшем дошкольном возрасте: -   старшая группа;   - подготовительная группа

Как видно из гистограммы, наибольшая динамика проявления познавательной активности в вербальном плане наблюдается по содержательному компоненту, а именно по показателю наличия вопросов высокого уровня.

Таким образом, наиболее значимой переменной в содержательном компоненте познавательной активности в вербальном плане выступает наличие вопросов высокого уровня. В результате дисперсионного анализа (ANOVA) именно для этой переменной была подтверждена статистическая значимость ее зависимости от возраста ребенка (p=0,016).

Сравнив результаты детей старшей и подготовительной группы, мы видим, что с возрастом проявление познавательной активности в вербальной форме возрастает. Это выражается как на уровне продуктивности (количество задаваемых вопросов), так и на содержательном уровне: вопросы детей все чаще имеют не формальный или описательный характер, а направлены на прояснение ситуации и на содержание, которое не дано непосредственно на картинке.

Выводы

Полученные нами результаты выявили следующую возрастную специфику познавательной активности:

1)  динамический компонент познавательной активности выражается в способности детей продуцировать разные варианты действий в ситуации, он имеет плавную позитивную динамику на протяжении дошкольного возраста;

2) показатели содержательного компонента познавательной активности совершают наибольший количественный скачок у детей пятого года жизни, а своего пика достигают в начале старшего дошкольного возраста;

3) к концу дошкольного возраста познавательная активность проявляется в большей степени в вербальной форме, чем в продуктивной деятельности.

Зафиксированные нами возрастные особенности проявления познавательной активности могут быть использованы специалистами дошкольного образования при проектировании образовательной работы с дошкольниками в разных возрастных группах. Полученная информация может быть учтена при разработке новых или модификации уже имеющихся форм, методов и педагогических технологий, реализующих задачи развития познавательной и творческой активности дошкольника.

Литература

  1. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1. С. 13–23.
  2. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39949_full.shtml (дата обращения 29. 06.2015).
  3. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации». СПб.: Изд-во Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2015. С. 285–290.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 29.05.2015).

Информация об авторах

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotova@yandex.ru

Самкова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7674-9048, e-mail: isamkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3160
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 3289
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 31