Феномен аутсайдерства в подростковых коллективах

1180

Аннотация

Статья посвящена проблеме аутсайдерства в группах подростков младшего и старшего подросткового возраста. Мы предположили, что существуют личностные качества, которые отличают аутсайдеров от остальных учащихся, что позволяет говорить об аутсайдерстве как об отдельном групповом и личностном феномене. В исследовании приняли участие 246 учащихся московских школ младшего и старшего подросткового возраста, из них 60 человек занимали аутсайдерскую позицию в коллективе. Для проверки гипотезы были использованы: личностный опросник для подростков HSPQ (Р. Кеттелл), опросник ЭмИн на определение уровня эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин), методика «Внушаемость» (О.Е. Рыбаков). Для выявления статистических различий использовались t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна–Уитни, p ≤ 0,05. Результаты исследования показали, что аутсайдеры подросткового возраста действительно характеризуются рядом личностных особенностей, отличающих их от среднестатусных сверстников. Различия в личностных характеристиках аутсайдеров на разных этапах подростничества имеют свои особенности.

Общая информация

Ключевые слова: социальный статус, феномен аутсайдерства, подростковый возраст

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090208

Для цитаты: Куминская Е.А. Феномен аутсайдерства в подростковых коллективах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 84–95. DOI: 10.17759/psyedu.2017090208

Фрагмент статьи

Проблема лидерства в российской и зарубежной науке представлена довольно широко. Исследованы многочисленные аспекты данного феномена: личностные качества лидеров, деятельность лидера, способности лидера. Однако, как отмечает Р.Л. Кричевский, «говоря о структуре лидерства, следует иметь в виду не только горизонтальное, но и вертикальное ее измерение. Наивысший ранг (статус) имеет, естественно, позиция лидера, а наиболее низкий ранг (статус) – позиция аутсайдера».

Литература

  1. Васькова О.В. Исследование особенностей взаимосвязи социальной идентичности и статуса индивида в группе [Электронный ресурс] // Традиции и инновации российской и мировой психологии: Материалы международного молодежного научного форума Ломоносов-2011 (г. Москва, 11–15 апреля 2011 г.) М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1455/30795_d276.pdf (дата обращения: 01.12.2015).
  2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учеб. пособие. М.: Статут, 2007. 542 с.
  3. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
  4. Рыбаков О.Е. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности. СПб: Каро, 2008. 120 с.
  5. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. II. № 2. С. 252–256.
  6. Стойчева М.И. Специфика поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе // Наука и образование. 2013. № 1–2. С. 93–96.
  7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая лиагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 339 с

Информация об авторах

Куминская Евгения Андреевна, научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5650-1096, e-mail: evgenia.kuminskaya@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2413
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1180
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 9