Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников 751

Исаев Е.И., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
Тараненко А.В., Магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, andrei-enjoy@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается проблема возрастной диагностики как постановки диагноза развития, квалификации его наличного содержания, состояния, уровня. Анализируются основные вехи становления диагностики психического развития школьников как области исследований в психологии. Отмечается, что в отечественной психологии психодиагностика создавалась для решения задач контроля за нормальным ходом психического развития и сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения. Излагаются результаты исследований планирования как возрастного новообразования младших школьников в составе теоретического мышления в его взаимосвязи с анализом и рефлексией. Обосновывается необходимость разработки оперативной диагностики сформированности планирования у учащихся начальной школы. В основу разработки экспресс-диагностики планирования положена «Экспериментальная задача на маневрирование», созданная для исследовательских целей в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Описываются ход и результаты обоснования методики оперативной диагностики планирования как возрастного новообразования младших школьников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из актуальных проблем возрастной и педагогической психологии была и остается проблема диагностики психического развития школьников. Постановка диагноза развития, т. е. квалификация его наличного содержания, состояния, уровня, необходима для решения ряда задач практики обучения и воспитания. Именно с решения конкретной практической задачи – отбора умственно отсталых детей для обучения в специальной школе – ведет свое начало психодиагностика в образовании.

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  3. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников I–X классов // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 43–50.
  4. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 52–60.
  5. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 98–106.
  6. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. 264 с. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  7. Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1.С. 4–34.
  8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика