Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности креативности в подростковом возрасте 473

Шумакова Н.Б., доктор психологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский городской психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, n_shumakova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей креативности подростков. Представлены результаты эмпирического исследования динамики вербальной и невербальной (рисуночной) креативности учащихся 4-х, 5-х и 7-х классов. Проверялась гипотеза, согласно которой возрастные особенности креативности подростков проявляются в ее качественном своеобразии, а не в количественных показателях беглости, гибкости и оригинальности. В рамках исследования проанализирован диагностический инструментарий и предложена оригинальная методика изучения вербальной и невербальной креативности. В исследовании приняли участие 147 московских школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Показано, что динамика показателей вербальной и невербальной креативности в подростковом возрасте имеет противоположное направление: повышение вербальной креативности сопровождается снижением невербальной (на уровне тенденции). При этом возрастные особенности креативности подростков обнаруживаются в качественном своеобразии как вербальных, так и невербальных проявлений креативности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Потребность общества в кадрах, способных к творческому и критическому мышлению, постановке новых задач и поиску нестандартных решений в условиях новой, цифровой экономики быстро меняющегося мира, ставит перед образованием новые задачи, среди которых развитие инициативы и творческих способностей у обучающихся начинает занимать ведущее место. Вопросы о том, что такое креативность, как можно выявить творческий потенциал ребенка и как его развить, находятся в поле внимания исследователей и практиков уже несколько десятилетий.

Литература
  1. Абдурахмонов Г.Н. Социокультурные особенности развития компонентов креативности у младших школьников (на примере российских и таджикских школьников) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Abdurakhmonov.phtml(дата обращения: 10.09.2017).
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
  3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 720 с.
  4. Шумакова Н.Б. От концепции творческой одаренности А.М.Матюшкина к диагностике творческого потенциала школьников // Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под ред. Р.М. Шамионова (отв. ред.), М.А. Кленовой. М.: Издательство «Перо» [Электронное издание], 2017. С. 367−372.
  5. Щебланова Е.И., Шумакова Н.Б. Выявление и развитие общей одаренности детей в школьном обучении // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012 / Под ред. В.В.Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 819−834.
  6. Baptiste Barbot B., Besançon M., Lubart T. Assessing Creativity in the Classroom // The Open Education Journal. 2011. No. 4 (Suppl 2:M5). P. 124−132.
  7. Besançon M., Lubart T., Barbot B. Creative giftedness and educational opportunities // Educational & Child Psychology. 2013. Vol. 30. No. 2. P.79−88.
  8. Lubart T., Guignard J.H. The generality–specificity of creativity: A multivariate approach // Creativity: From potential to realization / E.L. Grigorenko, R.J. Sternberg (Eds.). Washington, DC, US: American Psychological Association, 2004. Р. 43−56.
  9. Lubart T. Creative giftedness: Its nature and measurement with EPoC // Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence. 2012. Vol. 60. Issue 5. P. S102.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика