Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Позитивная и негативная амбивалентность доверия преподавателю у студентов при разных стилях педагогического руководства 30

Дорофеев В.А., кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии управления и юридической психологии, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ya.fagot2011@yandex.ru
Мочалова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования и организационной психологии, факультет психологии, педагогики и дефектологии, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, guliya@mail.ru

Аннотация

В статье представлена модель двух видов амбивалентности доверия студентов преподавателю – позитивной и негативной. В основу дифференциации положены два критерия: психологический («психологическое самочувствие» субъекта доверия), определяемый особенностями соотношения доверия/недоверия, и формализованный (конструкт измерения амбивалентности), определяемый технологией измерения амбивалентности и статистической технологией анализа данных. В лонгитюде и с учетом противоречивости объекта доверия, как детерминанта амбивалентности, на выборках студентов (N = 78) и преподавателей (N = 4) проведена эмпирическая проверка валидности модели. Установлено статистически достоверное преобладание студентов, имеющих негативную амбивалентность доверия при противоречивом (либеральном) стиле по сравнению с последовательным (авторитарным). Установлено снижение (статистически достоверное при либеральном стиле) доли таких студентов по мере увеличения времени взаимодействия с преподавателями. Содержательно проинтерпретированы эмпирические результаты.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Ситуации, выражающиеся в «дефиците доверия» преподавателю у студентов, встречаются довольно часто. В такой ситуации студенты концентрируют свое внимание не на усвоении учебной дисциплины, а на «выяснении отношений» с преподавателем, и, как итог, резко снижается качество обучения.

Литература
  1. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. М.: Изд-во Независимой психиатрической ассоциации, 1993. 573 с.
  2. Дорофеев В.А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 3. С. 163–168.
  3. Зелинская Т.Н. Экспликация содержания понятия амбивалентности в психологии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. №2 (30). С. 211–222.
  4. Зимина Н.А. Доверие между преподавателем и студентами как необходимый компонент учебно-воспитательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // «Концепт». 2015. № 7. С. 76–80. URL: http://e-koncept.ru/2015/15238.htm (дата обращения 13.12.2017).
  5. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 571 с.
  6. Комарова А.А. Объективные факторы, влияющие на формирование доверия к молодому преподавателю среди студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №3. С. 296–301.
  7. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 568 с.
  8. Матушак А.Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология. 2015. №5. С. 120–125.
  9. Митина О.В., Осин Е.В. Использование семантического дифференциала для изучения феномена амбивалентности в отношениях и установках // Материалы Всероссийской научной конференции «Психология субъективной семантики в новом тысячелетии» / ред. Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2010. С. 57–62.
  10. Митина О.В., Плужников И.В. Буриданов осел между молотом и наковальней: операционализация и способы измерения амбивалентности в науках о человеке и обществе (Ч. 1) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 51. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 11.12.2017).
  11. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 264 c.
  12. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998. 469 с.
  13. Черепанова В.Н. Доверие в системе «преподаватель вуза – студент» как фактор качества образования // Материалы региональной научно-методической конференции «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования», 2016. С. 94–97.
  14. Brookfield S.D. The Skillful Teacher. Building trust with students. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. Р.163―177.
  15. Lewicki R.J., Mcallister D.J., Bies R.J. Trust and distrust: New relationship and realities // Academy of Management Review: Juli 1998. Vol. 23. Is. 3. Р. 438―459.
  16. Teven J.J., McCroskey J.C. The relationship of perceived teacher caring with student learning and teacher evaluation. Communication Education, 1997. 46 (Н1). Р.1―9.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика