Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников

398

Аннотация

В статье описаны ход работы над проектом «Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников», реализованным Педагогической Ассоциацией «Педагог XXI века» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (№ 17-1-008266), и его основные результаты. На основе современных достижений отечественной и зарубежной педагогической науки и практики, в соответствии с профессиональным стандартом педагога (воспитатель, учитель) и с учетом осуществляемого в настоящее время формирования и введения национальной системы учительского роста разработаны предложения по оценке квалификации (трудовых действий) педагогических работников (воспитатель, учитель) в форме проекта нормативного правового акта и методических рекомендаций. Обосновывается необходимость активного и широкого участия самого профессионального педагогического сообщества в организации и проведении оценки квалификации педагогических работников, как необходимое условие построения эффективной системы, обеспечивающей профессиональный рост педагогов.

Общая информация

Ключевые слова: квалификация, учитель, профессиональный стандарт, педагогические работники, педагогическое сообщество, профессионально-общественные механизмы, воспитатель, национальная система учительского роста

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100205

Для цитаты: Егоров И.А., Ямбург Е.Ш., Ахапкина М.Е., Волкова А.А., Катренко О.Н., Кочережко С.С., Одинцова Н.Н. Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 55–63. DOI: 10.17759/psyedu.2018100205

Фрагмент статьи

Образование является одним из приоритетных направлений государственного и общественного развития в Российской Федерации. Высокое качество образования возможно только при достижении высокого уровня квалификации педагогических работников, в связи с чем необходимо особое внимание к вопросам профессионального развития педагогических работников, реального повышения престижа педагогической профессии – в том числе и на решение данных задач направлено создание национальной системы учительского роста.

Литература

  1. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100–106.
  2. Волкова А.А. Оценки для учителей [Электронный ресурс] // Липецкая газета. Итоги недели. 2017. № 36/470. URL: http://www.lpgzt.ru/aticle/64561.htm (дата обращения: 02.04.2018).
  3. Егоров И.А. Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации работника [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 149–155. doi:10.17759/psyedu.2017090315
  4. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
  5. Иоффе А.Н. Под соусом ФГОС [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2018. № 2. URL: http://www.ug.ru/archive/73008 (дата обращения: 02.04.2018).
  6. Кочережко С.С. Современный урок: мифы и реальность [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2017. № 7. URL: http://www.ug.ru/archive/68734 (дата обращения: 02.04.2018).
  7. Куприянова Т.В. Формирование национальной системы учительского роста: правовые и социальные аспекты проблемы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. С. 22-26. doi:10.17759/pse.2017220404.
  8. Малеванов Е.Ю. Перспективы и направления развития системы дополнительного педагогического образования // Сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании». М.: АПК и ППРО, 2017. С. 7–11.
  9. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
  10. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 77–92. doi:10.17759/pse.2015200507
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (ред. от 05.08.2016) // Российская газета. 18.12.2013, № 285.
  12. Профессиональный рост учителя: оценка и ответственность // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. С. 5–6. doi:10.17759/pse.2017220401
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 31.12.2012, № 303.
  14. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // Российская газета. 06.07.2016, № 146.
  15. Ямбург Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 35–43. doi:10.17759/pse.2016210205
  16. «Ямбург: профессиональный стандарт даст учителям подход к каждому ученику» [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня» 12.12.2016. URL: https://ria.ru/sn_edu/20161212/1483372325.html (дата обращения: 02.04.2018).
  17. Na W.U. The Implementation of the National Professional Standard for K-12 Teachers, 2012 (NPST) at Regional and Local Level in China: A Case Study of Regional Teacher Professional Development Standards Implementation in Qingyang District, Chengdu, China // Higher Education of Social Science. 2014. Vol. 7. № 3. P. 88–98. doi:10.3968/5759
  18. Evaluation of the implementation of the Australian Professional Standards for Teachers: Interim report on baseline implementation 2013 key findings: March 2014 / Australian Institute for Teaching and School Leadership, The University of Melbourne. Melbourne: AITSL, 2014. 34 p.
  19. Final Report – Evaluation of the Australian Professional Standards for Teachers: December 2016. Report 4 / Australian Institute for Teaching and School Leadership, The University of Melbourne. Melbourne: AITSL, 2016. 31 p.
  20. National Partnership Agreement on Improving Teacher Quality / Council of Australian Governments. [Canberra], 2008–2009. 28 p.
  21. O'Beirne C., Pyle K. Teachers’ Standards, appraisal regulations and pay reform: Research report: April 2014. [Slough]: The National Foundation for Educational Research, 2014. 37 p.
  22. Tuinamuana K. Teacher Professional Standards, Accountability, and Ideology: Alternative Discourses // Australian Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 36. № 12. P. 72–82. doi:10.14221/ajte.2011v36n12.8
  23. Sachs J. Teacher Professional Standards: Controlling or Developing Teaching? // Teachers and teaching. 2003. Vol. 9. № 2. P. 175–186. doi:10.1080/1354060032000089487

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Ямбург Евгений Шоломович, доктор педагогических наук, директор, Школа № 109, академик РАО, соруководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ, член Попечительского совета МГППУ, Москва, Россия, e-mail: yamburgea@mail.ru

Ахапкина Мария Евгеньевна, учитель английского языка, Гимназия «Пущино», Россия, e-mail: maryakh5@gmail.com

Волкова Алла Александровна, учитель физики и информатики, заместитель директора, Гимназия № 12, Липецк, Россия, e-mail: volkovalla@mail.ru

Катренко Олег Николаевич, директор, Средняя школа № 127 с углубленным изучением английского языка, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: titmanoleg@mail.ru

Кочережко Сергей Сергеевич, заместитель директора, Средняя общеобразовательная школа Международного детского центра «Артек», Россия, e-mail: cckoch@list.ru

Одинцова Наталья Николаевна, воспитатель, Детский сад № 88, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: n.n.odintsova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1423
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 398
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3