Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Компетентностный подход в научной парадигме российского образования 68

Ульянина О.А., кандидат социологических наук, доцент, кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами , ФГКОУ ВО Академии управления МВД России, Москва, Россия, Lelia34@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется сущность и содержание компетентностного подхода в образовании с позиции отечественных исследователей. Описываются этапы становления и развития обозначенного подхода: первый этап – категориально-понятийной неопределенности; второй этап – существования множества трактовок ключевых терминологических единиц и размытость границ понятий компетентность/ компетенция; третий этап – правового закрепления выше обозначенных понятий на государственном уровне. Обосновывается необходимость смены образовательной парадигмы, отмечаются существующие проблемы в подготовке конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Очерчивается круг неразрешенных вопросов в компетентностном подходе. В этой связи изучаются существующие взгляды научного сообщества как на соотношение понятий компетентности/компетенции, так и на их содержательные характеристики. На основании рассмотрения существующих подходов делается вывод о том, что компетентность выступает как системное понятие, как важное новообразование личности, которое возникает в ходе обучения и последующего освоения профессиональной деятельности, а компетенция – как ее составляющая. Через призму описания категориально-понятийного аппарата компетентностного подхода рассматриваются его концептуальные положения в теории и практике современного образования и подготовки кадров.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Активное внедрение компетентностного подхода в практику отечественного образования порождает необходимость как в проработке категориально-понятийного аппарата внутри данного подхода, так и в выделении значимых, ключевых компетенций, формируемых в процессе образования. На сегодняшний день компетентностный подход трансформируется в социально значимое явление, нашедшее свое отражение в практике образования, оценки успешности специалистов и в соответствующих нормативных правовых актах разного уровня.

Литература
  1. Андреев А. Знание или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3–11.
  2. Аронов А.М. Становление профессиональной аналитической компетентности в высшем педагогическом образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. sworld. com. ua/index.php/ru/current–status–and–the–development–of–the–education–c112/11990, свободный (дата обращения: 26.09.2017).
  3. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: практическое пособие. М.: КНОРУС, 2011. 304 с.
  4. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. 176 с.
  5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет–журнал «Эйдос». 2005 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm, (дата обращения 26.01.2018).
  6. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 9. С. 22–23.
  7. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13–28.
  8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
  9. Браже Т.Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системе повышения квалификации // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб., 2002. С. 25–30.
  10. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2004. 159 с.
  11. Давидович В. Судьба философии на рубеже тысячелетий // Вестник высшей школы. 2003. № 3. С. 4–15.
  12. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С. 76–78.
  13. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов // Психологическая наука и образование. 2017. №6. С. 25–33.
  14. Емельянова И.Н. Модель формирования научно–исследовательских компетенций у студентов магистратуры // Психологическая наука и образование. 2017. №3. С. 37–45.
  15. Ермаков Д.С. Информационная компетентность в информационном обществе // Педагогика. 2013. № 2. С. 26–30.
  16. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.
  17. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. №12. Т. 2. С. 58–60.
  18. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
  19. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 1. С. 24–26.
  20. Лапчик М.И. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. Омск: ОмГПУ, 2007. 144 с.
  21. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2002. 384 с.
  22. Маркова А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3 (7). С. 47–50.
  23. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник Университета Российской академии образования. 2002. № 1. С. 3–21.
  24. Овчаренко Г.В. Управление созданием инновационного знания в современной организации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 35–42.
  25. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография. М.: ИКАР, 2009. 430 с.
  26. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/, свободный (дата обращения: 03.04.2017).
  27. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765–р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/, свободный (дата обращения: 15.07.2017).
  28. Слободской А.Л., Клементовичус Я.Я., Смирнова О.Д. Управление компетенциями. СПб.: СПбГУЭФ, 2003. 75 с.
  29. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
  30. Чошанов М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1997. 152 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика