Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Условия формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников 48

Зак А.З., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, jasmin67@mail.ru

Аннотация

Цель исследования – определить условия формирования у четвероклассников познавательных действий, связанных с построением способов решения проблем и с рефлексией при решении задач. Предполагалось, что освоение детьми основной образовательной программы (ООП) и авторской программы «Интеллектика» больше способствует формированию познавательных действий, чем освоение только ООП. Это связано с тем, что программа включает неучебные поисковые задачи разного рода, каждый род – несколько видов, каждый вид – несколько вариантов. При этом каждое занятие по программе включает разбор учителя с учениками задачи-образца, самостоятельное решение задач, анализ с учениками верных и неверных решений. В исследовании участвовали 117 учеников 4 класса (46 – экспериментальная группа, 71 – контрольная), 46 детей занимались по программе «Интеллектика» весь учебный год (32 занятия). Начальная и заключительная диагностика проводилась с учениками обеих групп на материале заданий авторской методики «Замещение», предназначенных для определения способа решения поисковых проблем (общий или частный) – задание 1 и рефлексии при решении задач (содержательная или формальная) – задание 2. Заключительная диагностика показала: общим способом решали задачи 63,1% детей в экспериментальной группе, 42,3% – в контрольной (различие результатов статистически значимо при p < 0,01); осуществили содержательную рефлексию соответственно 26,1% и 12,7% (различие значимо при p < 0,05). Исследование впервые показало, что программа «Интеллектика» – эффективное условие достижения высоких метапредметных результатов в начальной школе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указывается связь метапредметных результатов с универсальными учебными действиями. Отмечается, что метапредметные результаты освоения детьми основной образовательной программы начальной школы должны отражать формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), в том числе познавательных.

Литература
  1. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 103–107.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 497 с.
  3. Давыдов В.В., Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 36–44.
  4. Зак А.З. Психологические особенности теоретического решения задач // Новые исследования. 1976. № 2. С. 25–29.
  5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 241 с.
  6. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С. 36–41.
  7. Зак А.З. Интеллектика. Книга для учителя. М.: Интеллект-центр, 2002. 408 с.
  8. Зак А.З. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2003. 96 с.
  9. Зак А.З. Мышление младшего школьника. СПб.: Содействие, 2004. 828 с.
  10. Зак А.З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007. 159 с.
  11. Зак А.З. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основной школе // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 5–13.
  12. Зак А.З. Развитие авторского мышления у младших школьников. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. 218 с.
  13. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002. 720 с.
  15. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 3.04.2018).
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика