Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7783Ключевые слова 18886 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами 39

Рябкова И.А., аспирант кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ibaladinskaya@gmail.com

Аннотация

В статье сравнивается ролевая игра дошкольников от 3 до 7 лет с двумя разными видами игровых материалов — маркерами роли и полифункциональными материалами. Роль понимается как трехсоставный процесс, включающий переименование, изменение внешности и игровые действия. Показано, что ролевое замещение зависит от предметной среды: дети одного и того же возраста играют по-разному в двух различных предметных средах. Дети 3—5 лет демонстрируют более цельную игру в полифункциональной среде — называя себя ролевым именем, они часто подкрепляют его действиями и ряженьем. В сравнении с этим, в среде с маркерами роли дети этого возраста чаще переименовывают себя, но редко воплощают новое имя в игровых действиях. Ролевое замещение детей 6 лет носит противоположный характер — в полифункциональной среде дети не играют, но с маркерами роли разворачивают игры разной степени сложности, что объясняется большей безопасностью структурированной среды для этой возрастной группы. В заключение работы делается вывод, что открытая среда в большей степени отвечает игровым потребностям дошкольников, поскольку в ней процесс ролевого замещения сопровождается исследовательской, опробующей активностью, наполняющей роль эмоционально значимым содержанием.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01226 «Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с функционально определенным и полифункциональным материалом».

Фрагмент статьи

Известно, что единицей ролевой игры является роль, анализ которой позволяет характеризовать игру. Прежде всего, роль — это новое, игровое, имя (я — кошка, я — солдат, я — принцесса и пр.). Однако оно не всегда перерастает в игру: дети могут ограничиваться 1—2 характерными действиями, передающими образ роли (я — киска, мяу-мяу).

Литература
  1. Андерс Нельсон. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 93—101.
  2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие Электронный ресурс]. М.: Мозаика-Синтез, 2013. URL: https://profilib.net/chtenie/150827/elena-kravtsova-psikhologiya-i-pedagogika-obucheniya-doshkolnikov-uchebnoe-posobie.php (дата обращения: 08.05.2018).
  3. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 28—36.
  4. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 12—20.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. [Электронный ресурс]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1 (дата обращения: 08.05.2018).
  6. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 38—52.
  7. Fein G. Pretend Play in Childhood: An Integrative Review // Child Development. 1981. Vol. 52. № 4. P. 1095—1118.
  8. Gulden Tore. Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics // International Journal of Play. 2016. Vol. 5. № 1. P. 77—92.
  9. Møller Signe Juhl. Imagination, Playfulness, and Creativity in Children’s Play with Different Toys // American Journal of Play. Vol. 7. № 3.
  10. Parsons A., Howe N. Superhero toys and boys' physically active and imaginative play // Journal of Research in Childhood Education. 2006. Vol. 20. № 4. P. 287—300.
  11. Rubin, K. H., Howe, N. Toys and play behaviors: An overview // Topics in Early Childhood Special Education. 1985. Vol. 5 (3). P. 1—10.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика