Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности проявления инициативы современных дошкольников 796

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Солдатова Ю.С., аспирант, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, js.soldatova@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается детская инициативность как важнейшая предпосылка творчества. Представлено исследование форм проявления инициативности дошкольников в открытой, неопределенной ситуации. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5—7 лет из двух детских садов г. Москвы. В качестве метода исследования использовалось наблюдение за свободной деятельностью детей в специально организованном открытом пространстве, предоставляющем возможности для разных видов детской деятельности. Оказалось, что в свободной ситуации дети склонны выбирать социально приемлемые и знакомые виды деятельности, т.е. рисование. Игра практически не возникает без участия взрослого. На основании полученных результатов делается вывод о том, что преобладающая форма проявления инициативности — продуктивная, являющаяся наиболее «культивируемой» в дошкольном образовании. Полученные данные говорят о необходимости создания специальных условий для развития инициативности дошкольников. Особого внимания требует организация условий для поддержки творческой инициативы детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Творчество принято определять как создание чего-то качественно нового материального и духовного. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность и оригинальность результата, причем этот результат невозможно предсказать, прямо вывести из исходных условий.

Литература
  1. Абульханова—Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. №1. С. 131—135
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2004. 210 c.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
  5. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
  6. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.01.2019)
  7. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка—Пресс, 2014. 64 с.
  8. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6—7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». СПб.: «ДЕТСТВО—ПРЕСС», 2017. 176 с.
  9. Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативности в детском саду // Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 18—31.
  10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Особенности принятия игровой роли в разных предметных средах // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 4—14.
  11. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml (дата обращения: 24.11.2018)
  12. Трифонова Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 77—83.
  13. Трифонова Е.В. Детская игра в образовании: вчера, сегодня… завтра? // Материалы Международной конференции «Современные тенденции развития дошкольного образования в мире» (24-25 сентября 2015 года). М.: МПГУ, 2015. С. 8—14.
  14. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45—54.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные Психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  16. Fay D. & Frese M. The nature of personal initiative: Self-starting orientationand proactivity. Paper presented at the annual conference of the Society for Industrial and Organiza-tional Psychology, 1998. Dallas, TX
  17. Frese M., Fay D., Hilburger T., Leng K. & Tag A. The concept of personal initiative: Operationalization, reliability and validity of two German samples // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1997. Vol. 70 (2). P. 139—161. doi: 10.1111/j.2044-8325.1997.tb00639.x
  18. Hjelle L., Ziegler D. Personality theories: basicassumptions, research, and applications. New York: McGrow—Hill. Publishing Co, 1992. 624 p.
  19. Price-Mitchell M. How Kids Learn to Take Initiative and Overcome Challenges [Электронный ресурс] // Roots of Action. URL: https://www.rootsofaction.com/take-initiative-kids (дата обращения: 15.01.2019)
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика