Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностическая беседа, направленная на выявление психологических условий благополучного проживания ребенком кризиса семи лет 36

Андрущенко Т.Ю., кандидат психологических наук, Профессор кафедры психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Волгоград, Россия, tandr@vspu.ru
Шашлова Г.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, kolosova_g@inbox.ru

Аннотация

В статье представлено описание диагностической беседы, позволяющей выявить некоторые психологические условия благополучного проживания ребенком возрастного кризиса 6–7 лет. Методическая процедура релевантна психодиагностическим задачам психолога системы образования. При построении диагностической беседы авторы исходили из теоретических положений Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др., рассматривающих психологическое содержание кризисного возраста через призму таких его составляющих, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и возрастные психологические новообразования. Благополучное проживание кризиса семи лет авторы связывают с новообразованиями в сфере самосознания ребенка. Беседа проводится с использованием элементов материализации, помогающих ребенку, опираясь на схематическое изображение, выразить свое отношение к успешности выполнения им тех ли иных видов деятельности, представленных на сюжетных картинках. Контент-анализ лексической продукции, полученной в беседе с ребенком, позволяет определить у 6–7-летних детей новые качественные характеристики самооценки (дифференцированность и обоснованность), способность к различению Я-реального и Я-идеального.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. С. 103–127.
  2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 147–151.
  3. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: диагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 96 с.
  4. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6–7-летних детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду. 2000. № 4. С. 39–53.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  7. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 50–60.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
  9. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 136 с.
  10. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С. 57–61.
  11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.
  12. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 9–15. doi:10.17759/chp.2015110302
  13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 143 с.
  14. Шашлова Г.М. Развивающее общение в педагогическом взаимодействии // Психология обучения. 2007. № 11. С. 29–39.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика