Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе

792

Аннотация

С учетом экспериментально зафиксированной номенклатуры специфических образовательных и социальных потребностей студентов с инвалидностью и в контексте представлений о том, что адаптированная основная профессиональная образовательная программа в вузе предполагает адаптацию условий получения образования, а не его содержания, характеризуется структура адаптированной среды вуза как упорядоченной совокупности информационно-образовательных, архитектурно-пространственных, социально-психологических и реабилитационно-образовательных условий, необходимых для успешного освоения студентами-инвалидами нормативного содержания образовательной программы, задаваемого Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. В рамках соответствующей логики и с опорой на практический опыт определяется место специальных технических средств учебного и социально-бытового назначения, особых форматов организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также психологического и социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и др. в системе имманентных атрибутов вузовской адаптированной основной профессиональной образовательной программы.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, особые образовательные потребности, адаптированная информационно-образовательная среда, адаптированная архитектурно-пространственная среда, адаптированная социально-психологическая среда, реабилитационно-образовательная среда, специальные условия, студенты с инвалидностью, высшее инклюзивное образование

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110304

Благодарности. Автор благодарит сотрудников РГПУ им. А.И. Герцена, под его руководством и совместно с ним участвовавших в накоплении и обсуждении некоторых эмпирических материалов, иллюстрирующих базовые положения статьи: А.П. Антропова, директора института дефектологического образования и реабилитации; Е.Ю. Мамедову, доцента кафедры сурдопедагогики; Е.В. Вячеславову, заведующую учебно-методической лабораторией социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Кантор В.З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 44–56. DOI: 10.17759/psyedu.2019110304

Фрагмент статьи

Стратегические установки развития образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России закономерно актуализируют и задачи совершенствования их профессионального образования, в том числе высшего. При этом мейнстримом в последние годы становится инклюзивное вузовское обучение инвалидов, о чем свидетельствует, в частности, повышение как соответствующих абсолютных количественных показателей, характеризующих общую динамику контингента студентов-инвалидов в вузах страны, так и относительных, касающихся удельного веса тех, кто получает высшее образование, в общем массиве лиц с инвалидностью, обучающихся в системе профессионального образования в целом.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 150–160. doi: 10.17759/pse.2017220117
  3. Ефимова Г.З., Волосникова Л.М., Огороднова О.В. Гендерное измерение инклюзии: Кейс университетов Западной Сибири // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 77–88.
  4. Кантор В.З. Управление качеством реабилитационно-образовательных услуг для студентов-инвалидов: к проблеме повышения квалификации вузовских работников // Менеджмент XXI века: управление экономикой знаний: сборник научных статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 129–133.
  5. Кантор В.З., Пузань В.В. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 151–163.
  6. Кантор В.З., Антропов А.П., Гдалина Т.Г. Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 42–49. doi:10.17759/pse.2018230205
  7. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Том 21. № 2. С. 51–73.
  8. Кантор В.З., Мазур М.А. Мотивационно-потребностные факторы преемственности школьного и вузовского образования лиц с нарушениями сенсорной и двигательной сферы: к проблеме эффективности профориентационной работы в системе социально-трудовой реабилитации инвалидов // Инклюзия в образовании. 2019. Том 4. № 1. С. 134–158.
  9. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы». 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities.
  10. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы». 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities.
  11. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 10–17. doi:10.17759/pse.2017220103
  12. Сорокин Н.Ю., Луковенко Т.Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 68–76. doi:10.17759/pse.2018230208

Информация об авторах

Кантор Виталий Зорахович, доктор педагогических наук, и.о. первого проректора, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9700-7887, e-mail: v.kantor@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1720
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 792
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5