Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе 45

Кантор В.З., доктор педагогических наук, профессор, проректор по инклюзивному образованию, профессор кафедры основ коррекционной педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, v.kantor@mail.ru

Аннотация

С учетом экспериментально зафиксированной номенклатуры специфических образовательных и социальных потребностей студентов с инвалидностью и в контексте представлений о том, что адаптированная основная профессиональная образовательная программа в вузе предполагает адаптацию условий получения образования, а не его содержания, характеризуется структура адаптированной среды вуза как упорядоченной совокупности информационно-образовательных, архитектурно-пространственных, социально-психологических и реабилитационно-образовательных условий, необходимых для успешного освоения студентами-инвалидами нормативного содержания образовательной программы, задаваемого Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. В рамках соответствующей логики и с опорой на практический опыт определяется место специальных технических средств учебного и социально-бытового назначения, особых форматов организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также психологического и социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и др. в системе имманентных атрибутов вузовской адаптированной основной профессиональной образовательной программы.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Автор благодарит сотрудников РГПУ им. А.И. Герцена, под его руководством и совместно с ним участвовавших в накоплении и обсуждении некоторых эмпирических материалов, иллюстрирующих базовые положения статьи: А.П. Антропова, директора института дефектологического образования и реабилитации; Е.Ю. Мамедову, доцента кафедры сурдопедагогики; Е.В. Вячеславову, заведующую учебно-методической лабораторией социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Фрагмент статьи

Стратегические установки развития образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России закономерно актуализируют и задачи совершенствования их профессионального образования, в том числе высшего. При этом мейнстримом в последние годы становится инклюзивное вузовское обучение инвалидов, о чем свидетельствует, в частности, повышение как соответствующих абсолютных количественных показателей, характеризующих общую динамику контингента студентов-инвалидов в вузах страны, так и относительных, касающихся удельного веса тех, кто получает высшее образование, в общем массиве лиц с инвалидностью, обучающихся в системе профессионального образования в целом.

Литература
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 150–160. doi: 10.17759/pse.2017220117
  3. Ефимова Г.З., Волосникова Л.М., Огороднова О.В. Гендерное измерение инклюзии: Кейс университетов Западной Сибири // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 77–88.
  4. Кантор В.З. Управление качеством реабилитационно-образовательных услуг для студентов-инвалидов: к проблеме повышения квалификации вузовских работников // Менеджмент XXI века: управление экономикой знаний: сборник научных статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 129–133.
  5. Кантор В.З., Пузань В.В. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 151–163.
  6. Кантор В.З., Антропов А.П., Гдалина Т.Г. Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 42–49. doi:10.17759/pse.2018230205
  7. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Том 21. № 2. С. 51–73.
  8. Кантор В.З., Мазур М.А. Мотивационно-потребностные факторы преемственности школьного и вузовского образования лиц с нарушениями сенсорной и двигательной сферы: к проблеме эффективности профориентационной работы в системе социально-трудовой реабилитации инвалидов // Инклюзия в образовании. 2019. Том 4. № 1. С. 134–158.
  9. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы». 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities.
  10. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы». 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities.
  11. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 10–17. doi:10.17759/pse.2017220103
  12. Сорокин Н.Ю., Луковенко Т.Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 68–76. doi:10.17759/pse.2018230208
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика