Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России 53

Казакова Е.И., доктор педагогических наук, профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента филологического факультета, ФБГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e.kazakova@spbu.ru
Басюк В.С., доктор психологических наук, профессор ФГБУ РАО, заместитель Министра просвещения, заведующий кафедрой развития личности, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», Москва, Россия, bvs050@rambler.ru
Врублевская Е.Г., доктор педагогических наук, зам.руководителя Центра развития образования, Центр развития образования РАО, Российская академия образования, Москва, Россия, Veg67@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются признаки и причины развития педагогической инициативы и творчества школьников, развивается идея о влиянии педагогической культуры школьников на отечественное образование, поднимается проблема педагогической одаренности учащихся. Авторы отмечают, что перед российским педагогическим образованием сегодня стоят задачи, решение которых связано с новым качеством педагогической культуры учителя, основанным на умении трансформировать традиционные практики индустриальной модели образования в педагогические решения, соответствующие вызовам XXI века. Сделан вывод о влиянии на эти процессы педагогических инициатив школьников, рассматриваются признаки развивающегося интереса подрастающего поколения к авторству в образовании, разработке и реализации собственных представлений о технологиях успешного образования. Требуется всестороннее осмысление, научное обоснование и научно-методическая поддержка творческих предложений школьников в области образования, поскольку развитие педагогической культуры подрастающего поколения способно не только создать основу для развития школьного образования, но и в целом стать ценностным и технологическим фундаментом для модернизации педагогического образования в России.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В период формирования инновационной экономики, основанной на знаниях, реализации задач, определенных Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», особенно остро стоит вопрос обновления педагогического образования, являющегося важнейшим фактором прогрессивного развития России. Педагогическое образование, основанное на его понимании как процесса подготовки к профессиональной деятельности, уходит в прошлое, и ему на смену приходит представление о педагогической образованности как совокупности компетенций, необходимых любому человеку для эффективной деятельности и самореализации, построения карьеры и, в целом, для успешной жизни. В период формирования инновационной экономики, основанной на знаниях, реализации задач, определенных Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», особенно остро стоит вопрос обновления педагогического образования, являющегося важнейшим фактором прогрессивного развития России. Педагогическое образование, основанное на его понимании как процесса подготовки к профессиональной деятельности, уходит в прошлое, и ему на смену приходит представление о педагогической образованности как совокупности компетенций, необходимых любому человеку для эффективной деятельности и самореализации, построения карьеры и, в целом, для успешной жизни.

Литература
  1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 71–78.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1969. 339 с.
  3. Басюк В.С. Психологическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016. 42 с.
  4. Басюк В.С. Методологические идеи научной школы «Феноменология бытия и развития личности» В.С. Мухиной в организации работы с девиантными подростками [Электронный ресурс] // Развитие личности. 2017. № 4. С. 103–118. URL: http://rl-online.ru/uploads/103-118.pdf (дата обращения: 14.05.2019).
  5. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.
  6. Богоявленская Д. Б. (руководитель), Шадриков В. Д. (научный редактор), Брушлинский А.В., Бабаева Ю. D., Дружинин В.Н., Илясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодный M.A., Шумакова Н.Б., Юркевич Б.Ц. Рабочая концепция одаренности. M.: Основное Предприятие Человека Издательства, 1998. 68 стр.
  7. Врублевская Е.Г. Модели взаимовлияния педагогической и детской культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 70–79.
  8. Врублевская Е.Г. Педагогические проекты школьников как фактор развития педагогической культуры учителя [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN219.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
  9. Врублевская Е.Г. Динамика детской культуры в решении задач на взросление [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). 2010. № 5. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1413.htm (дата обращения: 10.04.2019).
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  11. Гриппа С.П. Модернизация педагогического образования и региональные проблемы подготовки учителей [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/modernizacia_pedagogicheskogo_obrazovania.html (дата обращения: 10.06.2019).
  12. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов // Педагогика. 2018. № 9. С. 79–84.
  13. Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1990: пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 270 с.
  14. Классическая литература в мыслях и чувствах современных подростков: попытка педагогического исследования / Азбель А.А. [и др.] // Педагогика. 2019. № 3. С. 39–55.
  15. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего: пер. с англ. М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 1997. 432 с.
  16. Крутецкий В.А. Вопросы психологии способностей. М.: Педагогика, 1973. 216 с.
  17. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Рига: Эксперимент, 1999. 160 с.
  18. Мид М. Культура и мир детства: пер. с англ. М.: Наука, 1988. 430 с.
  19. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. 3-е изд., испр. и доп. М.: Национальный книжный центр, 2013. 1083 с.
  20. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
  21. Смирнова Т.Ю. Модернизация педагогического образования на основе ФГОС ВПО третьего поколения и образовательных программ // Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». Новосибирск: СибАК, 2012.
  22. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Просвещение, 1978. 93 с.
  23. Фельдштейн Д.И. Пространство Детства как социально-психологическая категория // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. С. 32–49.
  24. Renzulli J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press, 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика